Впечатления от кинофестиваля "Лiстапад"

Долина любви

В понятие «фестивальное кино» даже профессионалы вкладывают определенную долю скепсиса. Мол, есть фильмы, созданные для зрителя, а есть «фестивальные»: затянутые, скучные, с провокационной начинкой. Что да, то да: фестивальное кино, как правило, не развлекает, не закусывается попкорном. Оно может восхищать, разочаровывать, увлекать или раздражать, но оно не оставляет равнодушным. Это то кино, которое заставляет думать, сопоставлять, спорить. Это кино, которое предполагает не «проглатывание», а всматривание. Именно таков экран «Лiстапада».

Например, фильмы молодого белорусского автора Никиты Лаврецкого у некоторых вызывали почти идиосинкразию, заставляя покидать зал, на ходу бросая «кинематографист хренов». У другой части аудитории реакция была прямо противоположная, заставляя допоздна дискутировать, забрасывая молодого режиссера вопросами. За бесхитростными сюжетами его фильмов («Белорусский психопат», «Поэзия», «Амерыкан бой»), созданных на такой же бесхитростной технике и с таким же бюджетом, просматриваются отнюдь не простые смыслы, имеющие отношение к глубинам человеческой души, поступков. Привнесенная из фотоаппаратов стилистика селфи, обрамленная авторским ироничным флером, позволила приоткрыть завесу над тем, что называется «тайна бессознательного».

Неторопливый ритм самых разных киносюжетов игрового, документального кино позволяет подробно, в деталях рассмотреть, а главное, почувствовать непростую пульсацию внутренней жизни человека, которая не всегда совпадает с внешними жестами, поступками, высказанными фразами. Например, как в фильме «Долина любви» (реж. Гийом Никлу, Франция — Бельгия). Двое бывших супругов (Изабель Юппер и Жерар Депардье), встретившихся в знойных широтах калифорнийской Долины смерти по случаю гибели их сына, как будто проходят своеобразный обряд покаяния и очищения. Сквозь отчаянное непонимание, нервную взвинченность, раздражение постепенно приходит осознание не только вины, но и потребности друг в друге. Безжизненная Долина смерти превращается в животворный оазис Долины любви, теперь уже навсегда соединяющий мятущиеся души двух одиноких людей. За внешней канвой совсем неоднозначного повествования важно просматривать те визуальные детали, которые не только создают эффект изобразительной и звуковой полифонии, но и полнее раскрывают содержание: удушающая жара дневного солнца, обжигающие камни скалистого рельефа, пугающие лабиринты горных проходов, мелодия играющего ветра, звучащее умиротворение наступившего вечера.

О невероятной любви и преданности повествует и документальный фильм «Моя любовь, не переходи эту реку» (реж. Чин Моенг, Южная Корея). Изысканному названию созвучно столь же изысканное повествование о жизни и чувствах семейной пары, каждому в которой за 90. Несмотря на преклонный возраст и проблемы пережитой жизни, они радуются друг другу и всему, что окружает, как дети: распустившимся цветам, первому снегу, опавшим листьям, родившимся щенятам. Но это не просто бытописание, удивление или наблюдение за жизнью счастливой семьи, прожившей вместе более 70 лет. Это фильм–размышление о том, что может быть настоящим чудом, о том, что дается, как дар, и может освещать жизнь другим. Сама картина — как река жизни, где есть место радости и трагедии, любви и смерти, обретению и потере.

Чудом и даром может быть не только та любовь, которая заставляет «двигать солнце и светила», но и бросать в ад душевных страданий, вызывая приливы страсти и ярости, гнева и обожания. Об этом был фильм «Навязчивые ритмы», режиссером которого явилась Фанни Ардан (Франция — Португалия). Изысканная пластика и страстная чувственность позволяют отнести его к разряду фильмов–танго, где любовь двоих насыщается не только жаждой притяжения, но и враждой безжалостного поединка. Но даже эта очевидная роскошь для глаз и чувств вызвало неоднозначные суждения от «нечего смотреть» до «полный восторг». Фильм закончился, а страсти вокруг него, как и вокруг самой Фанни Ардан, не утихают. Это и есть фестивальное кино.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 219 (24849). Четверг, 12 ноября 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter