Долгожданный сентябрь

Первое сентября — день, когда мальчишки и девчонки...

Первое сентября — день, когда мальчишки и девчонки отправляются первый раз в первый класс. Это событие невозможно вычеркнуть из памяти. Даже если оно с привкусом горечи. Как у меня. Но как было, так и запомнилось.

…Лето 1945-го пролетело быстро и незаметно. На смену ему пришла золотая осень. В эту пору лес манит своими дарами. Кисти калины буквально горят живым румянцем. Ягоды набухли, чуть надави — брызнет яркий терпкий сок. Первый же морозец как рукой снимет с них горечь…

А у меня своя горечь обиды, терзаний и слез. Вот уже который день мимо меня по дороге проходит ватага веселых мальчишек и девчонок — моих ровесников. Они шумно возвращаются из школы. Увидев их издалека, я забиваюсь в самые густые кусты. Боюсь, чтобы не заметили. Случись это — сразу же обступят и, конечно же, начнут расспрашивать: почему не ходишь в школу? Или вовсе учительнице доложат. Есть еще одна причина. Мне стыдно показаться перед ними в своем пастушеском наряде. А ведь как хочется поговорить с ними, узнать, есть ли моя фамилия в школьном журнале.

Но вместо этого я до боли сжимаю кулачки, чтобы сдержать слезы, не выдать себя. Увы, слезы неподвластны той силе, которая таится в моих кулаках, и каждый раз они катятся так, что блекнет вся неповторимая красота золотого сентября…

Могут подумать, что я сам не хочу идти в школу. Это обиднее всего. Но кому об этом расскажешь? А ведь накануне первого сентября снова отпрашивался у хозяев, куда меня определили пасти коров, чтобы дома поговорить с матерью насчет предстоящей школы.

— Да, я обещала, что подменю тебя кем-нибудь. Но пойми меня, старшим братьям и сестренкам тоже надо учиться. А ты еще успеешь, и на следующий год поздно не будет, — убеждала меня мама. — Как же я всех шестерых отправлю в школу, если обуть и одеть не во что? Был бы отец…

— Я же зарабатываю, — не сдавался я.

— Не огорчайся, сынок, — успокаивала она, — когда-нибудь скажешь, что зарабатывать на хлеб начал раньше, чем пошел в школу.

Она умеет перевести серьезный разговор в шутку, смягчить проблему, подсказать правильный выход. Все это я понимал. Но больше всего я верил в другое — в мамино слово. Если она сказала, пообещала, то слово свое обязательно сдержит. Эта мысль согревала меня в самые трудные минуты…

Опустело осеннее поле. Небо нависло над ним низко-низко. Тяжелые, словно свинцовые, тучи дышат холодом. Вот-вот замелькают, закружатся в воздухе первые снежинки.

— Чего уж там стеречь, — сказала сегодня утром, окидывая взглядом заиндевелые поля, старейшина рода Филипповых бабушка Степанида, — собирайся ты, дружок, домой.

Ошарашенный этим сообщением, я тут же готов был скрыться за дверью.

— О, нет! — сказала бабушка Степанида, поймав меня у порога. — У нас так не принято, садись-ка за стол и покушай на дорогу. Потом уж беги себе на здоровье.

Встретив меня, мама сказала: «Отдохни, сынок, хотя бы несколько дней. Вот смастерим обувку — и пойдешь в школу, если тебе так уж хочется. Только возьмут ли? Отстал ты порядком, ноябрь уже на дворе».

Всю ночь я обдумывал план того, как пойду в первый раз в первый класс. А утром, когда Вовка с Виталиком ушли, не взяв меня с собой, решил хоть босиком, но бежать следом за ними. На улице было прохладно, но тихо, безветренно. Подумаешь, заморозки, решил я. Сколько раз по утрам у хозяев я отказывался обуваться в лапти, хотя потом не знал, как согреть ноги. А тут — добежать до школы. Всего лишь полдеревни — рукой подать. И я сделал рывок…

Когда добежал, у школьного крыльца было тихо и пустынно — ни души. Значит, отметил я про себя, начался урок. Что же делать? Идти в класс я не решался. Начинать учебу на два месяца позже, да еще с опоздания? Но и стоять больше не мог — окоченели ноги. Тогда я прыгнул на скамеечку и поджал их под себя. Но уже через несколько минут почувствовал, что вот-вот не выдержу и расплачусь. Чтобы этого не случилось и учительница не обнаружила меня на крыльце школы, я изо всех сил побежал домой. Под босыми ступнями дорогу я чувствовал только до половины, а потом казалось, что бегу не по песчаной тропинке, а по острым иголкам или осколкам битого стекла…

Когда через высокий порог я в прямом смысле ввалился в хату, мама от неожиданности даже растерялась, но ругать не стала, напротив, всячески старалась облегчить мои страдания. Она тут же налила в таз комнатной воды, усадила меня на табуретку и заставила опустить туда мои распухшие ноги.

Однако первая неудача не обескуражила меня. Утром вместе с братьями я отправился в школу, уже обутый в лапти, за ночь сплетенные мамой.

Учительница, как мне казалось, и не заметила моего появления. Она поздоровалась со всеми, потом медленно прошла между парт и остановилась возле меня. Покраснев до ушей, я вскочил с места.

— Вот и хорошо, что ты пришел, — спокойно сказала она. — Надеюсь, что мы их догоним? — указала на первоклашек.

— Постараюсь, — пролепетал я в ответ.

Только сейчас я рассмотрел, что каждый класс умещался на одном ряду. Всего их было четыре. Поэтому на самом дальнем от учительницы ряду сидели самые большие ребята. Когда кто-то из них выходил к доске, порой учительница походила на ученицу. Что поделаешь? Учить надо было всех: и маленьких первоклашек, и переростков. Ведь не они, а война виновата…

На следующий день у нас был поход в лес. Прибыв на болотистую лужайку, все школьники принялись заготавливать мох. Обыкновенный болотный мох — золотистый, длинный, как руно, волнистый. Потом дедушка Михаил, живущий недалеко от школы в землянке, грузил его на телегу и отвозил на свой двор. Здесь «вырастал» пахнущий живицей сосновый сруб.

Добротные деревянные дома возводились по всей деревне. Они распахивали свои окна навстречу солнцу, навстречу новой мирной жизни…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter