Рассказываем истории самых интересных экспонатов Музея обороны Брестской крепости

Долгое эхо войны

С каждым годом события июня 1941 года уходят от нас все дальше. Нет уже в живых героев, защищавших Цитадель над Бугом. Но в прохладных залах мемориального комплекса хранятся артефакты той поры, которые несут на себе отпечаток беспримерного мужества.

Прикоснуться к истории Великой Отечественной войны и героизму поколения победителей в музей приходит молодежь.

За несколько минут

Одним из символов трагедии Брестской крепости и всего советского народа стал разбитый будильник, обнаруженный на Пограничном острове еще в 1950-е. Его стрелки навсегда застыли за несколько минут до того, как первые залпы немецкой артиллерии обрушились на казармы пограничников. Более десятка лет после начала Великой Оте­чественной он пролежал под завалами, но затем был найден военнослужащими и отдан в тогда еще только зарождавшуюся экспозицию музея.

Будильник, остановившийся утром 22 июня и найденный на Пограничном острове крепости.

— Сразу после войны территория крепости принадлежала военному ведомству. И первыми, кто исследовал руины, разбирал их, находил останки погибших и их вещи, были обычные солдаты. Тогда же при одной из частей открылась небольшая комната воинской славы, экспонатом которой и стал будильник, — рассказала старший научный сотрудник Музея обороны Брестской крепости Ольга Игнатович.


Теперь простая бытовая вещица служит напоминанием о хрупкости бытия и о том страшном периоде нашей истории, когда чаяния и мечты нескольких поколений советских граждан были на 1418 дней поставлены на паузу, а для многих и вовсе оказались несбыточными. В Музее обороны будильник стал смысловым центром экспозиции: он заточен в стекло витрины, а сверху стремительным потоком из багровой свастики падают бомбы.

Радиостанция, с которой передавалась знаменитая передача «Я крепость. Веду бой...».

Послание от героев

Еще одна бесценная реликвия хранится в соседнем зале. На первый взгляд это три потрескавшихся кирпича. Но если вглядеться, то на них проступает короткая надпись: «Умираем, не срамя». Ее нанес на стену в подвале знаменитого Белого дворца один из его защитников. О том, кто написал эту маленькую пронзительную эпитафию бессмертному гарнизону, ничего не известно. Предположительно, это мог быть кто-то из бойцов 75-го разведывательного батальона, однако достоверных сведений на этот счет нет. В конце июня перекрытия здания рухнули под ураганным обстрелом артиллерии, похоронив защитников под руинами. Но свой долг красноармейцы выполнили до конца: Белый дворец так и не покорился штурмовикам 45-й пехотной дивизии вермахта.

На трех потрескавшихся кирпичах проступает короткая надпись: «Умираем, не срамя».

— На территории крепости обнаружено немало надписей, но не все они были сделаны в период обороны. Однако эти слова, написанные в минуты отчаяния, совершенно отчетливо можно отнести к июню 1941-го, — уверена Ольга Игнатович.

Извлекли из тайника

Не у всех экспонатов финал истории трагичен.
Например, знамя 393-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, который был костяком обороны легендарного Восточного форта, нашлось спустя 15 лет после того, как Цитадель пала.
Старший сержант Родион Семенюк 27 сентября 1956 года извлек его из тайника, в который вместе с товарищами Тарасовым и Фольварковым положил незадолго до того, как форт подвергся бомбардировке с воздуха и был взят немцами.

Знамя отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, найденное на Восточном форте через 15 лет после обороны крепости.

Из воспоминаний других участников сражения на этом участке обороны известно, что командование гарнизона во главе с майором Гавриловым искало разные пути спасения знамени, утеря которого согласно Уставу была позором и служила причиной для расформирования части. Некоторые предлагали и вовсе уничтожить полотнище, но этот вариант отвергли. К сожалению, из трех зенитчиков вернуться к знамени смог только винничанин Семенюк. Тарасов пропал без вести, а Фольварков попал в плен и погиб от рук фашистов.

Теперь и знамя, и предметы, позволившие сохранить боевой стяг, бережно хранятся в открытом для посетителей в 2020-м Восточном форте — там, где 82 года назад красное полотнище вселяло в сердца бойцов, заблокированных в казематах, веру в Победу и заставляло их сражаться со священной яростью.

В этом ведре и ткани было спрятано знамя.

— Родион Ксенофонтович прожил долгую жизнь и часто приезжал в крепость. Посещал памятные мероприятия, выступал с лекциями для молодежи и взрослых, — отметила Ольга Игнатович.

В сегодняшнем бурлящем и неспокойном мире память о героях и жертвах Великой Отечественной войны — самое надежное наше оружие против тьмы и безверия. Мы живы, пока помним и храним реликвии, напоминающие о великих предках.

Момент торжественного представления знамени запечатлен на снимке.

popov@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter