На Гродненщине некоторые сетевики не хотят вовремя платить за молоко и мясо

Долго ждать им долга

Говорят, в кабинете одного из директоров СПК висел многозначительный плакат: «Платят только трусы». Возможно, это всего лишь байка. Но в ней непрозрачный намек: неплатежи являются извечной проблемой. Даже в тучные времена, просто она резко обостряется при неблагоприятной экономической конъюнктуре. А в целом же ни для кого не секрет: задолженность перед контрагентами для некоторых компаний — источник относительно дешевых финансовых ресурсов для развития. По такой схеме в прошлые годы вполне успешно развивались целые направления бизнеса. И все шло вполне успешно и удачно, пока макроэкономические показатели росли точно на дрожжах. Но стоило произойти замедлению, на поверхность стал стремительно всплывать айсберг взаимных «плохих» долгов. Именно из-за них у некоторых предприятий возникают серьезные финансовые проблемы, которые сказываются и на производственных показателях, и на зарплатах людей, и на наполняемости со-циального пакета работников. 

* * *

Обычно сразу вспоминают торговлю. Действительно, розничный ретейл в подавляющей массе своей работает с производителями с отсрочкой платежа. Но настолько ли просроченная задолженность торговли велика и тотальна, как ее рисует народная молва.


Согласитесь, плохо, когда вам должны деньги и при этом явно тянут с возвратом. Дебиторская задолженность в торговле, по сути, говорит о постоянной реализации продуктов или услуг с отсрочкой платежа. Чем больше и дольше увеличивается объем продаж, тем значительнее становится вопрос о нехватке оборотных средств. По оперативным данным концерна «Белгоспищепром», в конце июня за торговыми организациями Гродненщины только по алкогольной продукции числилась просроченная задолженность на сумму более 2 млн (2 млрд неденоминированных) рублей. Причем большая половина этой суммы — за Гродненским облпотребобществом.

На Гродненщине только в последние годы появилось несколько новых сетевых операторов, кроме знакомых «Евроторг» и «АЛМИ». «Корона» пришла к нам чуть больше года назад. «Гиппо» появился, но продержался совсем недолго и недавно освободил торговые площади. Кстати, известный «Простор» в области не представлен вовсе. Сетевики постепенно появляются в райцентрах и даже в крупных агрогородках.


Пока покупатели не замечают тревожных тенденций, загружая свои тележки разными товарами. Но специалисты уже сегодня говорят о снижении покупательной способности, что непосредственно ведет к росту дебиторской задолженности перед предприятиями различных отраслей. Заместитель генерального директора по экономике холдинга «Гродномясомол-пром» Александр Сливко не скрывает, что ряд проблемных моментов связан с крупнейшими сетевыми операторами, а также с потребкооператорами: 

— Это наши основные покупатели, но их нежелание платить в оговоренные сроки связано, скорее, с недавним изменением в законодательстве, когда ввели достаточно жесткие условия оплаты за алкогольную продукцию. Соответственно, в первую очередь денежные средства направляют туда. Возьмем, к примеру, мясо-молочное производство, где выпускается быстро оборачиваемая продукция. Наши предприятия дают отсрочку платежа в 30 дней, а сетевики платят через 60 дней. Понятно, что они отдают деньги за давно реализованную продукцию. 


Специалисты мясо-молочной отрасли говорят о некотором перераспределении структуры закупок. Если раньше охотнее брали дорогостоящую мясную продукцию, то сейчас быстрее расходится молочка. С этим согласен и начальник управления торговли и услуг Гродненского облисполкома Виталий Бич: 

— Интересно, но средняя сумма по чеку остается примерно одинаковой — 12 рублей 20 копеек (122 тысячи рублей). При этом граждане стали брать больше товаров с наименьшей ценовой категорией. Все это ведет к тому, что дорогостоящая продукция на полках залеживается, соответственно, растет дебиторская задолженность. Пока мы говорим о двух проблемных сетевиках, однако речь не идет о гродненских филиалах. Если дебиторка в какой-то момент появляется, то через небольшой промежуток времени мы видим положительные цифры. «Корона», «Белмаркет», «Доброном» показывают на удивление хорошую работу и исправно платят по счетам. Конечно, не все так гладко, как хотелось бы. Есть нерадивые частники, с которыми приходится судиться, чтобы вернуть немалые суммы.

Фото Ильи ГОПАНЮКА

Стабильный рост кредиторской задолженности из года в год демонстрирует Гродненское облпотребобщество. Заместитель председателя правления Валерий Архипов не скрывает проблемных моментов:

— Расходы растут из-за развития нашей сети, а доходы падают. В 2011 году мы брали кредиты на строительство. Ежегодно только на выплаты по процентам уходит 16,5 млн (165 млрд) рублей. По той же алкогольной продукции дебиторка перманентна. Погашаем одну —возникает другая. В некоторых учреждениях общепита дорогой алкоголь оборачивается за 200 дней. В среднем — за 60 дней. А заплатить надо по новым нормативам в течение 45 дней. Но это капля в море. У нас только просроченной кредиторской задолженности 21 млн (210 млрд) рублей. 

В целом специалисты не склонны к паническим прогнозам по поводу некоторого роста дебиторской задолженности. Рост дебиторки — это решаемо. Более опасно, когда вы никому не должны и вам никто не должен. Вот это уже свидетельствует о полном бездействии предприятия. 

Татьяна КОНДРАТЬЕВА

tanula.k@mail.ru

Неплатеж у красной линии


А торговля-то исправляется. Хотя производители иной раз и сваливают на нее все грехи за собственные неудачи: мол, ретейл не платит, поэтому и промышленность без денег сидит, но если брать розничный сегмент, то его влияние на промышленников несколько переоценено. Хотя проблема с платежной дисциплиной по-прежнему существует. Просроченная задолженность ретейла на 1 мая перед поставщиками составила 7,1 трлн рублей (неденоминированных). Но ее доля в общей дебиторке составляет всего 12,5% — уровень благоприятного 2014 года. Если продолжать разговор о ретейле, на государственном уровне принято много мер и усилий, чтобы торговля, особенно крупная, не обижала производителей. В том числе создали даже специальную межведомственную рабочую группу, которую возглавил первый заместитель министра торговли Артур Карпович (на снимке). 

Возможно, административный ресурс не самый гибкий инструмент для решения проблемы расчетов между двумя хозяйствующими субъектами, но он весьма эффективен. Кроме того, в сложившейся ситуации является практически безальтернативным. Даже представители бизнес-союзов, по крайней мере, близкие к промышленному производству, высказывали удовлетворение появлением нормы в законодательстве, когда за хронические неплатежи есть возможность даже приостанавливать работу магазинов. Конечно, приверженцы более либеральных взглядов справедливо заметят: для решения хозяйственных споров существуют суды. И они, в принципе, правы. На Западе проблемы неплатежей разрешают люди в черных мантиях. Но не надо забывать, что и законодательная система там немного иная. И формировалась она несколько столетий. Да что греха таить, и культура ведения бизнеса разительно отличается от наших традиций. Конечно, за 25 лет хоть и социального, но капитализма в нашей стране многое изменилось, но до полного совершенства ей далеко. Еще не сформировался окончательно рыночный менталитет у производителей. В том числе и частных. 

Приведу несколько примеров. В начале года на заседании Республиканского клуба директоров топ-менеджеры бойко выпускали стрелы в сторону наших судов, которые присуждают им слишком высокие пени и штрафы за невыполнение договорных обязательств. Дополнительная «нагрузка» нередко оказывается больше спорной суммы. Но во время дискуссии оказалось: проблема-то не в нашей юридической практике, а в тех санкциях, которые стороны прописывают в контрактах. И по-другому Фемида просто поступать не может. Просто не имеет законного права. Правда, каким образом появляются в договорах драконовские санкции, которые вроде бы губят наших производителей, так выяснить и не удалось. 
А ответ-то лежит на поверхности. Вопрос, сколько тратят наши компании на юридическое сопровождение своего бизнеса, заданный на одном из круглых столов, организованном Советом по развитию предпринимательства, повис в воздухе и остался риторическим. Кстати, присутствующие представители немецкого бизнеса подробно рассказывали, что без юриста они ни одной бумажки не подписывают. В более-менее значимых случаях прибегают к услугам специализированных компаний, которые не только следят за соответствием контракта законодательству, но и оценивают риски финансовых потерь, если придется решать проблемы через суд. Увы, в наших реалиях такая скрупулезная работа и близко не проводится.



Вот и Артур Карпович на заседаниях межведомственной рабочей группы неоднократно удивлялся предприятиям, которые продолжают отгрузку торговым сетям и оптовикам, являющимся хроническими неплательщиками. Да и претензионно-исковая работа по взысканию просроченной задолженности с контрагентов, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Нет, конечно, далеко не все торговые организации белые и пушистые. И влияние на розничный рынок торговых сетей нельзя сбрасывать со счетов, и тот факт, что с крупным ретейлом не хочет вступать в открытую конфронтацию ни один поставщик, чтобы не оказаться в черном списке и не потерять канал сбыта. Но как показали заседания рабочей группы, чтобы не накапливать дебиторку, предприятиям также необходимо напрягать свои интеллектуальные силы. Ну а к административному ресурсу апеллировать в крайних случаях, а не в плановом порядке. 

Конечно, неплатежи торговли перед поставщиками остаются определенной болевой точкой, но ретейл постепенно приспосабливается к новым реалиям. А достаточно жесткий контроль не дает просроченным неплатежам с его стороны перевалить за опасный уровень. 

Владимир ВОЛЧКОВ

volchkovvv@mail.ru

Торговля просит реванша


Неплатежи в последнее время настойчиво преследуют торговлю Брестской области. Главное статистическое управление региона приводит состояние расчетов организаций региона на 1 мая: дебиторская задолженность исчисляется уже триллионами рублей (здесь и далее цифры до деноминации). Предприятия поставляют товар, магазины реализуют его, но расплачиваться с поставщиками не спешат. В ситуации разбиралась «Р». 

Торговля Брестской области – это около 16,5 тысячи субъектов хозяйствования. 74 юридических лица – сети, то есть больше двух объектов под одним брендом, 17 из них считаются крупными, влиятельными игроками на рынке. По сути, регион имеет 16,5 тысячи больших и не очень посредников в общении производителя с покупателем. Ведь мы не ходим на молочный завод за баночкой сметаны. Для этого существуют объекты торговли. Ларек, автолавка, супермаркет, гипермаркет. Логика отношений строится по простой схеме: производитель товар предлагает, торговля его продает и забирает наваренные излишки. Оставшуюся же сумму, ту, что указана в договоре, отдает предприятию. Некогда позиции производителя были крепче, практиковалась работа через предоплату. Отсрочка тоже существовала. Например, для мясо-молочной и хлебопродукции она не должна была превышать базовых 15 календарных дней (увеличение действовало для предприятий, обслуживающих бюджетные организации). То была пусть небольшая, но гарантия, что субъект хозяйствования, положив прибыль в свой карман, не забудет заплатить по счетам. Времена изменились. И сегодня регулирование торговли и общественного питания предусматривает отсрочку платежа до 45 дней. Увы, порой субъекты торговли даже при весьма благоприятных условиях забывают гасить долг. В нокауте оказывается производитель.



Конкретный пример. Специалисты Комитета государственного контроля Брестской области изучили причины острой нехватки денежных средств конкретного предприятия – крупного производителя непродовольственных товаров в Брестском регионе. Предприятие является финансово-устойчивым и платежеспособным, однако не может вести текущую финансово-хозяйственную деятельность. В чем причина? Как раз таки в просроченной дебиторской задолженности. Проследим долговую «эволюцию» этого предприятия: на январь 2013-го сумма дебиторки была почти 18 млрд рублей, в январе текущего года – уже почти 28 млрд, причем просроченная составляет около 13 млрд. Другими словами, предприятие продукцию отгружало в магазины как бы бесплатно. 

– Открытое акционерное общество регулярно направляет претензии покупателям по оплате дебиторской задолженности. Претензии удовлетворяют частично, суммы несопоставимы. Таким образом, на предприятии образовался недостаток собственных оборотных средств, по состоянию на 1 января текущего года это 3,9 млрд рублей, – комментирует начальник отдела контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК Брестской области Елена Горщарук.

Это, в свою очередь, не дает возможности выполнять в полном размере заявки покупателей как по объемам, так и по ассортименту. По словам Елены Горщарук, негативно отражается ситуация и на иностранных заказчиках: в прошлом году экспортные заявки на рассматриваемом предприятии выполнялись всего на 53—75 процентов. К сожалению, случаи заземления финансовых средств на Брестчине не единичны. 


Откровенными закупками в долг обеспокоено управление торговли и услуг Брестского облисполкома. Чтобы сократить просроченную задолженность, информация о задолженности предприятий-поставщиков, а также торговых организаций еженедельно анализируется специалистами. Заместитель начальника управления Сергей Крачко уточняет, что данный вопрос находится на особом контроле всех заинтересованных служб, подчиненных облисполкому: 

– Кроме того, имеющиеся данные направляются в гор- и райисполкомы для дальнейшего доведения до каждого субъекта торговли и последующего информирования нас о динамике изменения указанной задолженности. 

Обсуждают управленцы, конечно же, дисциплину платежей, отсутствие которой способно нарушить даже идеально налаженную торговлю. Однако дисциплина расчетов, как известно, есть набор юридических инструментов, эффективность которых оттачивается изменениями в экономике. Первый заместитель генерального директора ГО «Управляющая компания холдинга «Концерн Брестмясомолпром» Алексей Степанович указывает на неизбежный генезис в сфере расчетов:

– Когда-то вся торговля была государственной. Сейчас – почти вся частная. Россияне раньше нас столкнулись с сетевым форматом торговли, который кардинально изменил условия игры. Сейчас у них вступают в силу поправки, ужесточающие сроки расчетов. Изменения в российском законодательстве коснутся и достаточно нового инструмента торговых отношений в стране, например, ретробонусов. 

Но вернемся в Беларусь. Эмоциональные долговые диалоги всех перед всеми не просто вызывают опасение у участников торговли — они подталкивают к мыслям о смене привычек. И в области сроков расчетов тоже. 

Как известно, у любого товара есть жизненный цикл, то есть среднее время, которое он находится на полке магазина. Существуют быстро оборачиваемые позиции, такие как колбасные изделия, сыры, и медленно оборачиваемые — те же консервации, срок годности которых значительно больше, чем у первой группы. Было бы логично закрепить предельные сроки отсрочки конкретно по быстро и медленно оборачиваемым группам. А что думаете вы?

Анна ПЕТРОЧЕНКО

hanna.petrachenka@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter