Долгий путь

Веротерпимость и толерантность всех обитавших ранее и обитающих ныне на Святой Земле, в Палестине, позволяет столетиями хранить дух добра, святости и милосердия в сложной, а подчас и просто взрывоопасной обстановке Ближнего Востока.

Веротерпимость и толерантность всех обитавших ранее и обитающих ныне на Святой Земле, в Палестине, позволяет столетиями хранить дух добра, святости и милосердия в сложной, а подчас и просто взрывоопасной обстановке Ближнего Востока. Есть в Иерусалиме и кусочек нашей Святой земли – Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО).

Мечта каждого православного человека – хотя бы раз в жизни попасть в Святую Землю и приложиться к здешним святыням, связанным с рождением и земной жизнью Иисуса Христа. И этой мечтой жили и живут тысячи наших соотечественников, среди них и люди воцерковленные, и те, кто чтит православную культуру как основу личности гармонически развитого человека, воспитанного и выросшего на русской земле. Но не у всех есть возможность оказаться в святых местах, в том числе и по причинам финансовым. Организация поездки, недорогое размещение паломников и устройство их временного быта еще в XIX веке стали заботой государства.

В 1859 году в России был создан Палестинский комитет для принятия мер по устройству в Палестине русских богоугодных заведений для православных паломников. Православное Палестинское Общество возникло в 1882 году, а в 1889 году стало называться Императорским Православным Палестинским Обществом (ИППО). Идея Русской Палестины оказалась востребованной снова после возвращения России на магистральный путь исторического развития. Она оказалась нужной и россиянам, и новой власти, доверившей в 2007 году пост председателя ИППО Сергею Степашину, в недавнем прошлом председателю Счетной палаты России. Сегодня у Общества десятки отделений по всей России, но центром, вдохновляющим эту деятельность, все равно остается Иерусалимское отделение ИППО. Корреспондент «СВ» встретился с его руководителем Павлом ПЛАТОНОВЫМ.

– Как вы объясните такую острую потребность современной России в возрождении Императорского Православного Палестинского Общества и всего, что связано с его концепцией?

– Все просто – Россия сегодня возрождается и возвращается к своей истории. После тяжелых преобразований 1990-х годов, после поиска решений сложных экономических вопросов, после проведения курса политики «шокотерапии» она наконец получила возможность заняться поиском дороги к Храму. Мы вспомнили, что Россия помимо природных ресурсов имеет гигантский исторический и интеллектуальный потенциал. И она естественным образом возвращается в свои формы культурного, историко-концептуального и национального бытия. А Россия в Святой Земле была представлена, Слава Богу, еще со времен принятия христианства. И ее возвращение сюда вполне естественно. Но сейчас, когда весь Ближний Восток охвачен очень серьезными волнениями, революциями, конфликтами на религиозной почве, гуманитарное присутствие России здесь особенно актуально. Хотя Россия отсюда никогда и не уходила. Даже в самый сложный период истории – советский – ИППО присутствовало в Святой Земле. И поэтому сегодня старейшая благотворительная организация, возникшая в 1882 году, возрождается вместе со всей страной, вместе со всей Россией.

– Это еще и восстановление преемственности в биографии государства? Связь времен и поколений была разорвана сначала семидесятью годами Советской власти, потом двумя десятилетиями поиска новой идентичности. А вот сейчас, когда все более-менее стабилизировалось, появилась потребность в восстановлении поврежденной генетической цепочки? И мне кажется, что отчасти через Русскую Палестину эта наша связь с великим прошлым страны восстанавливается.

– Преемственность – очень важное слово для понимания сегодняшних культурно-исторических процессов. Палестинское Общество дает нам уникальный пример дореволюционных организаций, которые занимались культурой, геополитическими вопросами, проблемами духовного развития страны и общества и которые через всю сложнейшую российскую историю пронесли эту преемственность. Даже в сложнейшие 20-е годы XX века секретарь ИППО, профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский, который преподавал в Ленинграде, испытывая страшные трудности, оставался верен идеям и членству в Обществе. Полуголодные студенты уже советского Ленинграда пробирались на его лекции по Византии или палестиноведению. Палестинское Общество, как непотопляемый корабль, удерживалось на плаву, несмотря на репрессии, обрушившиеся на ученых-византологов, состоявших в его рядах; несмотря на террор Сталина, который, однако, вынужден был поддержать его в 1951 году ради сохранения геополитического влияния Советского Союза на Ближнем Востоке. Несмотря на все это, Обществу удавалось оставаться гуманитарной и общественной, а не политической организацией. Вот это удивительный феномен нашего Общества – оно не закрылось после революционных потрясений, хотя и потеряло название Императорского по понятным идеологическим причинам. Православие было гонимым, но Палестинское Общество сохранялось, и вокруг него объединялись лучшие силы востоковедения: академик В.В. Латышев, профессора И.И. Соколов, И.Ю. Крачковский, Н.Я. Марр, К.В. Оде-Васильева, С.П. Толстов, К.Н. Юзбашян, целый клан Мещерских, наш Институт востоковедения, А.А. Губер, В.Г. Солодовников и многие другие. Величайшая профессура спасала Общество, но и сами ученые вдохновлялись идеями Русской Палестины, что помогало им сохранить себя и свое имя в условиях жесточайшей диктатуры.

– А сегодня первоначальный замысел Императорского Общества остается неизменным или он как-то трансформируется под влиянием современных реалий?

– Идея Палестинского Общества, идея Русской Палестины остается неизменной. Она состоит в том, чтобы жить по принципу: «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь...» Эти замечательные слова пророка Исайи (62.1) Василий Николаевич Хитрово, получивший прекрасное образование в Германии, прекрасно знавший стремления русских людей сюда, в Святую Землю, предложил для девиза Общества, как бы показывая, что Иерусалим – это земля обетованная для души русского человека. И сюда русский человек всегда будет стремиться, чтобы увидеть эти святыни. Русским людям хотелось унести в родные губернии огромной Российской империи Благодатный огонь из Иерусалима, сохранив его в своем сердце, чтобы стать лучше, мудрее, чтобы принести в этот мир какую-то частичку добра. Идея Русской Палестины и в том, что мы идем с открытым сердцем на Ближний Восток, мы идем в Святую Землю, чтобы пойти по стопам Христа и осуществить благородные дела на пользу всех народов, в том числе и проживающих здесь, на земле Христа, и оставить о себе добрую память и частичку большой русской души.

– В концепции ИППО органично сплетены два важных направления – это личностное совершенствование человека и духовное прибавление России за счет совершенствования нации в целом, с одной стороны. И геополитическое утверждение России как страны, несущей идеи справедливого мира, – с другой. Если брать второе направление, как вам кажется, не утратили ли мы в этом регионе своего былого влияния?

– Дело в том, что в XIX веке геополитическое влияние России здесь было невелико – мы поздновато сюда пришли, когда здесь активно работали французы и англичане. Россия с ними не конкурировала, но при этом была гарантом православия на Ближнем Востоке.

Поэтому правительство Его Величества, весь дом Романовых, поддерживая Палестинское Общество, стали вовлекать в него такие фигуры, как глава канцелярии министерства финансов Василий Николаевич Хитрово, генерал Степанов, архимандрит Антоний (Капустин) – начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, и многих других авторитетных людей. Началась активная популяризация пропаганды идей православия и Святой Земли. И российское присутствие стало здесь вскоре заметно и влиятельно. Сегодняшняя ситуация схожа с той – мы должны вновь восстанавливать присутствие России в Святой Земле и ее авторитет в этом регионе. И это уже происходит. Успехи российской политики в отношении Сирии, например, свидетельствуют об укреплении ее международного влияния. А усилиями ИППО возрождается авторитет страны в сфере гуманитарной. К 2007 году мы уже стали возвращать отдельные участки исторической собственности России в древних городах: в Иерихоне, Хевроне и Вифлееме. И особое событие – возвращение Сергиевского подворья в центре Иерусалима. Все это – неотъемлемая часть русского культурного наследия, частица России. И за нее есть смысл бороться. Время собирать земли, а не разбрасываться ими, как это было во времена Хрущева, когда «апельсиновая сделка» лишила Россию в 1964 году 420 тысяч квадратных метров земли Императорского Общества, переданных одним росчерком пера государству Израиль. Это была страшная потеря, от которой мы до сих пор не можем оправиться. С другой стороны, государство осознало ошибку и стало предпринимать какие-то шаги, чтобы компенсировать эти потери. Сергиевское подворье было возвращено России в декабре 2008 года. Сейчас на подворье идут масштабные ремонтные работы. Это общая большая победа российского правительства и общественности. Над этим много работали Управление делами Президента РФ, российский МИД, гигантскую работу провел нынешний председатель ИППО Сергей Вадимович Степашин, а мы со стороны общественности способствовали этому возвращению.

– Выходит, всем миром отвоевали кусочек нашей Русской Палестины?

– Абсолютно верно. Мы ждали этого многие-многие годы. А сейчас позиции России в Святой Земле только укрепляются. Полноценно заработал Российский музейно-парковый комплекс в Иерихоне, в Вифлееме построен Центр ИППО, в помещениях которого размещен Российский центр науки и культуры, неподалеку ведется строительство огромного культурного комплекса в Вифлееме. Мы чувствуем себя в лоне Русской православной церкви, мы нуждаемся в Церкви, но и Церковь нуждается в нас. То, что не всегда может реализовать монашеский корпус или дипломатический корпус, можем выполнить мы – как общественная организация светского характера, направленная на благотворительность и привлечение молодежи к созидательной деятельности во благо ближнего.

– А помощь от государства?

– Финансовой помощи от государства мы не получаем. Если в дореволюционный период были массовые пожертвования в пользу Общества и существовали бюджетные отчисления на определенные направления его деятельности, то сейчас этого нет. И это проблема. Потому что для поддержания работающей системы, конечно, нужен штат и зарплата. А мы умудрились без этого финансирования наладить систему только на патриотических чувствах и энтузиазме. Но сейчас очень не хватает государственной поддержки.

– Вашему личному энтузиазму, Павел, надо отдать должное. Вы настолько влюблены в Иерусалим и так много отдаете своих знаний и понимания этой Святой Земли всем приезжающим сюда – с паломнической ли целью или научной, что хочется спросить: как вы пришли в эту тему, почему она стала целью вашей жизни?

– Однажды в Петербурге я познакомился с удивительным человеком. Это покойный протоиерей Василий Ермаков, очень известный священник РПЦ, проживший большую жизнь в Церкви, прошедший немецкую оккупацию и концлагерь. Это был удивительный человек. Он служил в Никольском морском соборе в Петербурге, куда ходила молиться Анна Ахматова... Он выступал очень смело, и его все время куда-то ссылали подальше, чтобы никто не мог слушать антисоветские проповеди. Но народная тропа к нему не зарастала, столько людей приходили, что попасть к нему было очень трудно. Этот человек открыл для меня Россию – яркую, духовную, необыкновенную, со своими мощными традициями. Он вдохновил меня на познание ее богатейшего духовного мира и благословил на то, чтобы помогать России здесь, в Святой Земле, в Иерусалиме. Мне очень хотелось что-нибудь сделать. И получилось, что как-то в результате встречи с такими же заинтересованными людьми возникла идея изучения наследия Императорского Православного Палестинского Общества. Мы организовали здесь конференцию, создали сайт «Россия в красках», объединили российскую диаспору, которая связана с православием по всему миру. И дело сдвинулось... Сначала мы создали благотворительный проект, который был посвящен русской культуре. Тогда это было крайне необходимо и для самой России – ее образ нуждался в защите. Россия многим на Западе представлялась неким «косматым медведем, размахивающим ядерной дубинкой». А у нас – храмы, ученые, композиторы, великие религиозные философы, деятели культуры! Все это составляет огромное духовное богатство, которое принесет миру только добро. И эта идея сработала. Потом она связала меня с ИППО, и я уже стал помогать Палестинскому Обществу здесь, в Иерусалиме.

– Вы часто встречаетесь с паломниками из России и вам, наверное, со стороны виднее, как меняется духовное состояние российского общества?

– Есть позитивные моменты, когда мы видим большее количество храмов, мы видим какие-то попытки работы с молодежью. Православной символики больше. Но, с другой стороны, происходит какое-то раздвоение сознания у молодежи, когда она пытается подражать миру Запада, но при этом не проживает этот мир. Для западного мира естественны потребительство, космополитизм. А перенесенное на нашу почву, все это становится пародией. Вызывают опасения и антиклерикальные, даже вандальные всплески, как случай в Храме Христа Спасителя. Раньше этого не было, и это печалит. А проблема мне видится в том, что Церковь, проводя жесткую каноническую линию, должна все-таки учиться говорить со светской молодежью. А у нас вот этой серединки нет. В дореволюционной России это было. Одно дело – храмы строить, а другое дело – храм души воссоздавать в человеке. А у нас часто священники и монахи в прямом смысле строительством занимаются как строительные подрядчики или прорабы, а молодежь упущена. И это серьезная кадровая проблема. Запреты и ограничения – не всегда верный путь в миссионерской деятельности. С другой стороны, на мой взгляд, проповедовать на байкерских скоморошных мотоциклах – это другое заблуждение. Идет крен в сторону имитационно-имиджевых изменений, а они не глубокие, они поверхностные. Сегодня я – байкер, завтра – металлист, послезавтра – панк. Дальше что? Человека зацепит только тогда, когда его пронзит слово духовника, открывающего ему тайны Божественного на простых и ясных смыслах. И тогда он просто не сможет не быть христианином.

– Приобщение к идее Русской Палестины – это ведь тоже путь нравственного обновления? И я знаю многих людей, на кого посещение Иерусалима произвело потрясающее воздействие, – у многих меняются не только взгляды на жизнь, но и сама жизнь.

– Этот феномен я вижу на паломниках, когда они прибывают в Святую Землю. Когда человек видит, как православие выживает в окружении часто агрессивного ислама, он открывает для себя силу христианства. И он принимает эту силу в свое сердце. А если я – христианин, если я – православный, значит, я уже дальше не смогу переступить через многие вещи. Я должен жить в русской православной традиции, это моя ценность и это моя земля, которую я должен беречь, а не загаживать.

– Вот мы с вами и открыли самую главную тайну Русской Палестины – человек должен хотя бы раз в жизни оказаться в Святой Земле, чтобы изменить себя, а потом уже попытаться изменить мир.

 Кстати

Создан Общественный центр защиты христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке

Как сообщила заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) Елена Агапова, главная задача организации – всемерно поддерживать гонимых христиан в странах «библейского» региона. У создателей Центра есть большой опыт в данной области. В последнее время ИППО активно помогает Сирии, причем не только христианам. Гуманитарная помощь, которую собирает Палестинское Общество в России, – а это более 70 тонн продовольствия, медикаментов, одежда, палатки, предметы первой необходимости, медицинское оборудование и многое другое, – предназначена для всех пострадавших от военного конфликта в Сирии, независимо от их религиозной принадлежности.

В 2007 году по решению российского президента на пост председателя ИППО был назначен Сергей Степашин, который очень ответственно отнесся к возложенной на него миссии и стал инициатором многих важных мероприятий по возвращению российского культурного и гуманитарного присутствия на Ближнем Востоке. Одно из недавних событий – строительство новой средней общеобразовательной школы в Вифлееме – стало еще одним убедительным свидетельством того, что Россия возвращается в регион серьезно и надолго. Школа в Вифлееме – это первая школа, которая будет построена Россией на Святой Земле после 1917 года, до революции же их было построено здесь больше ста. России нужна была Святая Земля, и этой земле нужна была Россия.

Выражение «Русская Палестина» в конце XIX и начале XX века имело конкретный и понятный всем смысл. Русская Палестина – это десятки храмов, монастырей, подворий, гостиниц, школ и больниц, построенных русскими на Святой Земле (Палестина, Ливан и Сирия) как для паломников из России, число которых достигало 15 тысяч в год, так и для местных жителей, учившихся в русских школах и лечившихся у русских врачей. Кроме того, Русская Палестина всегда была символом духовного поиска, без которого трудно представить себе существование православного человека.  Сегодня задачей Палестинского Общества является не только возвращение крупиц российской собственности в Святой Земле, но и возвращение в сознание современных россиян знания об огромном духовном наследии, благотворительной и миссионерской деятельности наших предков, которую они вели по всему миру. В развитие этой идеи 1 ноября в Москве был открыт Музей ИППО. Музей впервые дает возможность обозреть удивительную и сложную историю Палестинского Общества, созданного в 1882 году под председательством будущего московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. Открывая музей, мэр Москвы Сергей Собянин обещал всячески поддерживать проекты, которые ведет Императорское Православное Палестинское Общество, поскольку эти проекты чрезвычайно важны для молодежи и всех думающих людей, неравнодушных к истории.

Александр ГЛОБИН

Беседовала
Татьяна ХУДОБИНА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter