Долгие проводы — лишние сборы

На днях случился переполох в нашем кинематографическом курятнике...

На днях случился переполох в нашем кинематографическом курятнике: презентовали первый полнометражный анимационный фильм экс–главы Союза кинематографистов Беларуси, талантливого режиссера–аниматора и не менее талантливого джазового музыканта Игоря Волчека «Приключения Нестерки». Снимали его дольше, чем Бондарчук «Войну и мир», — 10 лет. Сергей Федорович, напомним, уложился в 6. Первая серия «Приключений...» появилась в 2003–м. В итоге сняли 8 новелл, которые объединены общими героями и некоей общей дзэн–буддистской философией: созерцай и властвуй.


Что сказать? Сколько лет снимали, на столько, на мой взгляд, и опоздали с выходом на рынок, а рынок, как я понимаю, довольно жесткий. Какого гуся на подносе ни подноси нашим прокатчикам — в прокат не возьмут, потому что конкуренции этот Нестерка с подобной заокеанской или российской продукцией не выдержит. Именно мультфильм, а не полный метр — «Ледниковый период–4» стал победителем по кассовым сборам 2012 года в российском прокате. (В Минске он — на втором, уступив каким–то очередным «Сумеркам».) Его общие сборы составили симпатичную цифру в 50 млн. 80 тысяч долларов. Приближаются к ним клацающий продюсерскими зубами Сергей Сельянов и кинокомпания СТВ с анимацией «Иван Царевич и Серый Волк». Он заработал в российском прокате 24 млн. 620 тысяч долларов. И в производстве уже вторая часть «Ивана Царевича...».


Мы пытаемся, наверное, не то чтобы впрыгнуть в последний вагон, он давно уже укатил, а, видимо, просто хотим быть хорошими. На лице у нас блуждает блаженная полуулыбка, такая обаятельная ухмылка Нестерки.


Нестерка — наш вариант Иванушки–дурачка, непотопляемый ванька–встанька. И не жлоб вроде, но вот обе руки — левые. Все у него как–то криво выходит. Если он такой умный, почему такой бедный? Почему дома шаром покати? Положит он на обе лопатки Шрека? Интересен будет его народный юмор? Неужели вся эта история нужна только для того, чтобы сохранить гендерный баланс в нашей культуре между «Нестеркой» и «Павлинкой»?


Смущает, что авторы идут проторенной дорогой, а форсу у них, будто целину осваивают. В 1980 году выходил мультипликационный фильм Евгения Ларченко по сценарию Олега Белоусова и Виталия Вольского, много лет шел одноименный спектакль с Федором Шмаковым в Коласовском театре. Так что сказать, что история эта начинается с чистого листа, нельзя. Только вот краски, может быть, стали ярче. И здорового продюсерского цинизма у наших авторов стало больше.


Игорь Волчек шутил на презентации мультика, что пока снимали проект, у дублирующего Нестерку актера Александра Кашперова произошли, как у любого нормального человека, неизбежные голосовые мутации. Разве может за 10 лет не измениться человеческий голос? Как и у Геннадия Овсянникова, Виктора Манаева и других звезд, чьи голоса можно услышать в фильме. Издержки, так сказать, нашего анимационного производства, которое сколько себя помню, упорно дышит на ладан. Поскреби любого аниматора: обнаружишь плаксу. Сразу начнет тебе говорить об отсутствии не идей, а должного финансирования. Пройдись по коридору — пахнет безвременьем, селедкой и луком. Как говорится, с утра порисовал — день свободен.


Ребята, если так тяжело, если фильм в 52 минуты снимаем 10 лет, может, ну ее эту анимацию?..


Никто не ставит под сомнение художественные качества наших фильмов. Недавно именно белорусский мультфильм «Бах» режиссера Елены Петкевич получил российскую кинопремию «Золотой орел–2012» в номинации «Лучший анимационный фильм». И пусть это совместный белорусско–российский проект, но режиссер–то наш. Значит, не век нам мультипликационными «неграми» на чужих плантациях корячиться? Так почему же за столько лет не срослось?


Скажу крамольную вещь: потому что сами не захотели. Так я как зритель вижу эту ситуацию со стороны. Потому что не боролись за светлое имя своей мультипликации. Не нашли вовремя инвесторов, не организовали собственные студии, не воспитали учеников. Не посеяли зерен доброго, разумного, вечного. Потому и всходит только то, что всходит само...


Надеяться на то, что «Приключения Нестерки» как–то переломят ситуацию, будут интересны современным детям и подросткам, килобайтами поглощающим сегодня визуальную информацию самого разного содержания, значит, полагаться на вечное авось. Отправлять очередную посылку в вечность. Только вам ее вернут назад со штампом — адресат не найден. Ритм и киноязык поменялись безвозвратно.


И да, есть такое ощущение, что первый белорусский анимационный фильм станет и последним. Или я не прав?


Добрый зритель в 9-м ряду.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter