Долгие паузы — лишние слезы

Летнее затишье в театре — никому не нужный простой площадок
Летнее затишье в театре — никому не нужный простой площадок

Складывается впечатление, что с каждым годом летняя театральная спячка становится все короче. Не успеют проветриться от ароматов вечерних туалетов партер и остыть от жарких шекспировских страстей подмостки, как тихой сапой к нам подкрадывается новый сезон. Худо–бедно начав жить по законам рынка, белорусский театр вынужден смириться и с такой простой истиной: время — деньги. Если раньше лето означало активный гастрольный период, когда можно было вдохнуть свежего воздуха, пообщаться с коллегами и заработать, то сегодня три летних месяца — вынужденное, невыносимое затишье, никому не нужный простой площадок, которые должны работать и приносить прибыль, чтобы конвейер работал безостановочно.

Продвинутые московские аналитики уже вовсю судачат о том, что в современном театре все идет к тому, что в скором времени наши коллективы будут работать в режиме нон–стоп. Тенденция к сокращению летнего отпуска в Москве уже очевидна: еще в начале августа открылись театры на Малой Бронной, Михаила Левитина «Эрмитаж», Моссовета. Отдыхающие москвичи и гости столицы поддержали новацию с воодушевлением — залы работающих театров заполнены публикой. В отсутствие конкуренции посещаемость этих, прямо скажем, не самых «топовых» храмов Мельпомены вырастает в несколько раз. Это как раз и примечательно — поскорее выйти из отпуска стремятся коллективы, не избалованные аншлагами. Их руководство понимает, что летом можно неплохо заработать на изголодавшихся по зрелищам театралах и гостях столицы, то бишь самой благодарной, по мнению актеров, целевой группе — командировочных. И пусть респектабельные коллеги из Ленкома или «Современника» греются на солнышке или снимаются в новом сериале для Первого канала. Им о кассе думать не надо, билеты продаются на несколько месяцев вперед. А если ко всему этому учесть еще и бешеное количество антреприз в стиле ставшей уже легендарной пошлятины «Мужчина, постойте!» на один квадратный театральный метр, то можно сказать, что в Москве сезон, по сути, и не заканчивался.

В Минске «мертвым сезоном» стали только три недели августа. Август для наших актеров – все еще святой месяц отпуска, хотя они с удовольствием принимают участие в съемках российских сериалов в эпизодах, подтверждая тезис, что лучший отдых — это смена рода деятельности.

Июль получился для белорусского театра жарким месяцем. Порадовал любителей классики «Чичиковым» Национальный академический театр им. Я.Купалы. В Национальном академическом драмтеатре им. Горького устроили «Театральный разъезд» — показывали лучшие спектакли, организовывали импровизированные встречи со зрителями. Привлекла внимание премьера «Анна в тропиках» в Театре белорусской драматургии Валерия Анисенко. И вот уже 23 августа открылся Современный художественный театр. Открылся необычно: в летнем дворике концертного зала «Минск» все, кто приходил на «Двенадцатую ночь» или «Мещанскую свадьбу», могли принять участие в импровизированных карнавалах с участием французских актеров и труппы театра «InZest» в музыкальном сопровождении группы «Папарис». 30 августа в клубе «Графитти» состоялся показ постановки Владимира Щербаня «Психоз 4.48» по пьесе Сары Кейн. Этот спектакль кочует по разным столичным площадкам, показывается редко, но всегда вызывает небывалый ажиотаж.

Конечно, какой сезон без гастролей. В конце августа на сцене театра им. Горького свои лучшие спектакли представил Калининградский драматический театр. А в сентябре пройдут обменные гастроли театра им. Горького и витебского Национального академического театра им. Якуба Коласа, который был последний раз в столице семь лет назад.

Витебчане покажут «Правда хорошо, а счастье лучше» в постановке народного артиста Беларуси и СССР, лауреата Государственной премии Беларуси Федора Шмакова. Он же исполнит главную роль Силы Ерофеевича Грознова. И это несмотря на то, что в этом году Федор Иванович отметил 88–летие. Также в программе: психологическая драма Августа Стриндберга «Отец» в постановке художественного руководителя театра Виталия Барковского с народной артисткой Беларуси Светланой Окружной в главной роли, современная притча «Женщина в песках» Кобо Абэ. Консультантом спектакля выступила сотрудница посольства Японии в Беларуси, руководитель инфоцентра японской культуры в нашей стране Тацуми Масака.

В общем, время, засучив рукава, вооружиться биноклями и принять объявленный вызов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter