Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Куда они едут, было не важно, лишь бы подальше отсюда…» Воспоминания Петра Анистратенко о своем военном детстве

Долгая дорога домой

«Искалеченное детство» – так называется рассказ минчанина Петра Михайловича Анистратенко. Главным героем повести стал советский мальчик Вова, который родился незадолго до начала Великой Отечественной войны. Малышу выпадает немало тяжелых испытаний: приходится прятаться в погребе во время авиаударов, ехать в холодном вагоне на чужбину на принудительные работы, а после побега возвращаться домой… Все события, описанные в произведении, реальны, а прототипом героя стал сам автор. Прошло много лет, но раны, оставшиеся на душе у Петра Михайловича, так и не затянулись.

Петр Анистратенко родился в городе Смела Черкасской области Украины. Мама Антонина Васильевна растила сына и трех дочерей одна. Хоть Петру Михайловичу было всего шесть лет, он помнит, как началась война.

«…Из окна мальчик увидел, как чужие люди с винтовками в руках ломают его калитку и валят забор… С криком незнакомцы ворвались в избу, начали все переворачивать…»

После того как в их город при­шли немецко-фашистские захватчики, Петя с мамой и сестрами редко ночевали дома. Солдаты занимали кровати в избе, а семье приходилось спать в хлеву, где когда-то держали кур и гусей. В саду захватчики поставили две пушки. Мальчик видел, как фашисты ломали ветки яблонь и маскировали ими оружие.

«…Солдаты тыкали в него пальцем и повторяли: «Пух-пух». Бросали под ноги пустые банки из-под консервов и упаковки от галет. Одну такую красивую обертку Вова поднял с земли и бросился в дом, в надежде на то, что в пачке осталось хоть немного крошек…»

Зима 1943 года навсегда оставила след в памяти маленького Пети. Как-то со старшей сестрой Ниной увидели в чулане санки и пошли кататься. Не успели отойти на несколько метров от дома, как возле них остановилась военная машина. Нину и Петю подхватили двое солдат и затолкали в крытый брезентом прицеп. В тот момент мальчишку не заботила его дальнейшая судьба, единственная мысль, которая крутилась в голове, была о маме. Грузовик остановился на перроне железнодорожной станции, и людей начали распределять по вагонам.

«…Все стояли как вкопанные, никто не плакал, не кричал. Вова забрался на верхнюю полку у небольшого окошка, перемотанного колючей проволокой. Среди всех он оказался самым маленьким…»

Поезд был в дороге около десяти дней. За это время пленных покормили дважды: дали несколько буханок хлеба и мешок гнилой картошки. Чтобы не замерзнуть, Петя с головой укрывался сеном и старался чаще дышать. Однажды в полдень поезд остановился, двери вагона открылись, пассажиров вывели на перрон. Взрослых прямо с вокзала отправили на завод, а детей между собой поделили местные бауэры. Петю забрал к себе немец по фамилии Риктор, а Нину – фермер из дома по-соседству.

«…Твоя обязанность – выгонять скотину из сарая и пасти ее в поле», – закомандовал дядя Риктор. Еще для Вовы была работа вечером: приносить воду для животных и убирать двор…»

В таком режиме Петя прожил около года. Пару раз к нему в гости заглядывала сестра. Она была няней у маленького соседского ребенка. Во время одной из коротких встреч брат и сестра твердо решили – нужно бежать.

«…Однажды ночью Вова услышал, что кто-то снимает защелку с двери каморки, в которой его закрывал фермер. В сумраке он распознал силуэт Нины… Вова и Нина дошли до станции и решили залезть в открытый вагон. Куда они едут, было неважно, лишь бы подальше отсюда…»

Спустя пару дней поезд, в котором ехали брат и сестра, остановился. В вагон зашли военные, в дальнем углу они и обнаружили детей. Перепуганная Нина бросилась наутек, оставив брата, так и не узнав, что это были наши солдаты. И хоть рассказ Петра Михайловича автобиографичен, в этой части сюжет повествования отличается от реальных событий: в жизни Нину брат больше не встречал, зато на страницах его произведения, как и в сердце, она всегда оставалась рядом с Вовой.

«…Детям сообщили, что скоро прибудет товарный состав с освобожденными из концлагерей. Поезд направляется в сторону Смоленска и подбросит ребят…»

В вагоне, до отказа набитом людьми, Петя ехал несколько дней. На обед кормили пшенной кашей, ложки у него не было, еду из котелка черпал горбушкой хлеба. На поезде мальчик приехал в Брест – до родного города оставалось более 700 километров. Это расстояние Петя преодолел за несколько недель: днем шел, а на ночевку останавливался в густых лесах. Перебивался овощами, которыми угощали местные жители. Последние 22 километра пути подросток, позабыв про усталость, бежал. На месте, где когда-то стоял его дом, мальчик обнаружил только руины. Соседка рассказала, что мама заболела и попала в госпиталь, а сестер забрали в детский дом.

«…Увидев бледную маму, он бросился к ней, опустил голову на подушку и стал громко плакать. Мама слабой рукой гладила его по голове и тихо повторяла: «Главное, что ты вернулся!»

На этом эпизоде рассказ Петра Михайловича заканчивается, но в биографии было еще много страниц. В 1949 году мама забрала его и сестер из детского дома. Семье выделили комнату в общежитии, где на нескольких квадратных метрах они ютились вчетвером. В 13 лет Петр Анистратенко устроился на работу – в котельную завода. Свою первую зарплату в 175 рублей потратил на продукты питания:

– После несколько лет был бетонщиком. Как-то услышал, что молодежь приглашают осваивать целинные земли, деньги обещали хорошие, и уехал. Несколько месяцев трудился под Барнаулом, а потом получил повестку в армию и отправился на службу в Брест.

После увольнения в запас остался в Беларуси, женился, в семье появились дети. В свои 84 года Петр Анистратенко дедушка шести внуков и дважды прадед. Правнучки – ровесницы мальчика Вовы из рассказа, и Петр Михайлович счастлив, что они растут в мирной стране.

shestakevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter