Выйти из вегетативного состояния пациентам помогают забота врачей и близких, а также безграничная вера в свои силы

Долгая дорога к себе

«Это был день, когда наша жизнь разделилась на «до» и «после». Так начинают свой рассказ почти все родственники жертв дорожно-транспортных происшествий — тех, кому посчастливилось выжить, но заплатить за это слишком высокую цену. Годы борьбы за каждый вздох, за каждый поворот головы на звук голоса близкого человека. Вегетативное состояние — так в медицине называют пребывание пациента между жизнью и смертью с минимальными шансами на возможность когда-либо подняться с кровати, сделать несколько шагов, заговорить.


– Есть, есть небольшая динамика, — сразу даже непонятно, кого именно — меня или себя — убеждает Галина Эдуардовна, мать 41-летнего Саши. — Он уже может показать пальчиком, что ему нужно. Мы ведь даже на это рассчитывать не могли…

Беседуем с женщиной в одной из палат открывшегося недавно на базе Республиканского клинического госпиталя инвалидов ВОВ Центра помощи жертвам ДТП. Два года назад Саша был пассажиром авто, которым управлял пьяный водитель. Почему принял решение сесть в машину, зная, кто именно за рулем, уже не спросишь. Дважды, как рассказывали потом очевидцы, автомобиль заносило, а на третий раз, когда скорость превышала 120 км/ч, развернуло на дороге и направило прямиком в дерево. Удар пришелся на правую заднюю часть, где сидел молодой, здоровый, полный сил и планов на будущее мужчина. Итог — множественные переломы и черепно-мозговая травма, вмиг превратившая его в обездвиженного инвалида.

Врачи не скрывали от родителей: положение скорее безнадежное, нужно молиться и ждать. Таких пациентов отправляют домой на доживание, и будни родных превращаются в бесконечную череду простых на бумаге, но таких сложных на деле процедур: переворачивать, чтобы не образовались пролежни, массировать руки и ноги, промывать и устанавливать трахеостомическую трубку, менять подгузники. Словно ухаживаешь за малым ребенком, вот только он давно уже вырос. Отчего и наблюдать за его беспомощностью во сто крат больнее.

— Несмотря на то что мы уже были морально готовы к худшему, Саша стал бороться. Сам! — продолжает Галина Эдуардовна. — Мы даже разработали свой язык жестов. Спрашиваю его: что тебе сварить — борщ или другой супчик? Он палец поднимет — понятно, сегодня будем есть борщ.

Вегетативные пациенты — проблема всей медицины в целом, поскольку они находятся в таком состоянии годами. И никто на сегодня не может спрогнозировать, когда наступит «пробуждение», которое спровоцирует положительную динамику. Работа над такими пациентами всегда комплексная: помимо лечащего врача, привлекаются узкие специалисты (хирург, эндоскопист, невролог, инструктор ЛФК, реабилитолог). Кроме того, задействуются различные технические средства для поддержания жизнедеятельности организма. По понятным причинам вегетативные больные продолжительное время вынуждены находиться дома, где должен продолжаться уход за ними. И это сопряжено с серьезными трудностями, поскольку большинство родственников абсолютно не готово к такому повороту событий и не имеет навыков ухода за лежачими больными. Именно поэтому возникла идея объединить таких пациентов в одном центре, где с ними будет работать подготовленный персонал.

Сначала таким центром стало паллиативное отделение госпиталя инвалидов ВОВ, где находятся пациенты с различными заболеваниями. А теперь для жертв ДТП предназначены шесть палат, которые оснащены современным медицинским оборудованием для стимуляции деятельности мозга, работы мышц. Эмоции пациентов пытаются пробудить с помощью звуков, музыки, визуального ряда. Специальная техника позволяет перевести больного в вертикальное положение, чтобы улучшить работу всех органов. Здесь же — система следящих мониторов, кнопки экстренного вызова. Предусмотрены и диван-кровати для родственников, которые могут находиться рядом с пациентом круглосуточно.

Вот так неотлучно дежурит возле Максима его отец, уволившийся с работы и оформивший опекунство, чтобы заниматься сыном. Врачи рассказывают: три года назад 29-летний тренер по карате вместе с другими спортсменами возвращался домой с очередных соревнований, на обледенелой дороге машину занесло, и она столкнулась с другим автомобилем. Максима собирали по частям. Вероятность того, что он выживет, составляла не более 30%. Сначала молодой человек лежал в Лидской районной больнице, затем в минской БСМП. Специалисты госпиталя называют этого парня своей гордостью: перенеся 16 операций, более трех месяцев искусственной комы и два с лишним года с трубкой в горле, он стал живым подтверждением того, что чудеса в этом мире еще случаются. Сегодня Максим уже произносит короткие слова, называет имена дочки, сына, своей мамы, может совершать осторожные движения, улыбаться, демонстрировать эмоции.

— В мире крайне мало научных работ по вегетатике, а положительных примеров и того меньше. Максим — один из них, — говорит заместитель главного врача Республиканского клинического госпиталя инвалидов ВОВ Людмила Жилевич. — Надеемся, что дальше — только по нарастающей. За все годы работы в паллиативной медицине я могу вспомнить лишь несколько подобных случаев: однажды к нам привезли безнадежного пациента, у которого, как мы думали, нет вообще ни одного шанса: половина головы после операции закрыта кожным лоскутом, никаких признаков, что человек нас слышит, чувствует, понимает. Мы привлекали всевозможных специалистов для работы с ним, искали всю имеющуюся информацию по такого рода случаям, экспериментировали, учили говорить. А через несколько лет он ушел от нас на своих ногах! Сказал спасибо и вернулся в настоящую жизнь. Это было счастье для всего отделения паллиативной помощи. Возможности человеческого организма неисчерпаемы, но только при абсолютной поддержке родных и близких, при слаженной работе врачей. К сожалению, часто бывает и наоборот: несчастье «ломает» и самого пострадавшего, и его близких. В итоге он остается один на один со своей бедой — беспомощный, зависший в безвременье между жизнью и смертью. Чтобы подобное происходило как можно реже, нужно поддерживать такие семьи, обучать их уходу за вегетатиками, дарить надежду.
Ежегодно в Беларуси в ДТП получают травмы около 3500 человек, примерно 2000 из них становятся инвалидами. Порядка 3% пострадавших длительно находятся в тяжелом, вегетативном состоянии.
КСТАТИ

Инициатива по открытию Центра помощи жертвам ДТП родилась в октябре 2016 года во время визита в Беларусь его Королевского Высочества принца Майкла Кентского. Тогда он вместе с министром транспорта и коммуникаций подписал Меморандум о взаимопонимании. В этом документе среди прочего говорилось и о создании благотворительного фонда в области дорожной безопасности. Открытие центра состоялось благодаря усилиям фонда «Безопасные дороги», Министерства здравоохранения и Министерства транспорта и коммуникаций.

konopelko@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter