Предупреждение, пеня и отключение воды — как специалисты работают с должниками за жилищно-коммунальные услуги

Долг платежом красен

Каждый месяц в Минске примерно в 80 квартирах отключают воду. Потому что жильцы за нее не платят. Свежие цифры: около восьми процентов столичных потребителей жилищно-коммунальных услуг не оплачивают услуги водоснабжения и водоотведения. При этом активно ими пользуются. Кто попадает в списки должников, как специалисты взыскивают задолженность и в каких случаях жильцы квартир рискуют остаться без воды, узнавала корреспондент «Р».

За день одна бригада контролеров обходит примерно 40 адресов.

Для начала отправляюсь на абонентский район «Минскводоканала». Отсюда вместе с контролером водопроводного хозяйства Анастасией Слюсаренко поедем в рейд по квартирам людей, задолжавших за воду. Форменный жилет, рабочее удостоверение, медицинская маска и резиновые перчатки — специалист к работе готова. С собой у Анастасии предупреждения о неоплате жилищно-коммунальных услуг, акты о прекращении оказания услуги водоснабжения жилого помещения и списки должников. В списках те, кто задолжал за воду два и более месяцев. 

Сегодня работаем в микрорайоне Каменная Горка. Первый адрес — дом № 22 по улице Налибокской. Здесь семь квартир с непогашенной задолженностью. В двух воды уже нет. В пять мы попробуем попасть. Анастасия сразу предупреждает, что с большинством хозяев квартир поговорить вряд ли получится — их может не оказаться дома. В первой же квартире так и вышло. Ждем пару минут и оставляем во входной двери напоминание с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность в течение пяти дней. В случае неоплаты услуга водоснабжения будет отключена. 

В следующей квартире никого не ждут — она опечатана. Еще одно жилое помещение встречает тишиной. Во все эти квартиры, кроме опечатанной, контролеры придут завтра в другое время. В соседнем доме № 24 — три адреса. И здесь за каждой дверью — затишье. 

В доме № 32 мы должны попасть в восемь квартир. И нам, можно сказать, повезло. Хозяйка трехкомнатной квартиры сразу признается — о долге своем знает. Но гасить его не будет. Не предоставит и доступ к отключению воды, потому что в семье трое детей, один из которых новорожденный. Муж и отец — на заработках в одной из европейских стран. Долги обещает погасить в самое ближайшее время. Снова предупреждаем о последствиях неоплаты и уходим. В соседнем подъезде поговорили еще с одним должником. Молодой человек не прочь пообщаться с представителями «Минскводоканала». Уверенно рассказывает, как оплачивает коммунальные услуги. За некоторые из них принципиально платит частично. Зато за воду — в полном объеме, высчитывая ее из общей квитанции об оплате. Объяснить человеку, что он не прав и как правильно распределяется оплата жилищно-коммунальных услуг на эти самые услуги, не получается. Попасть в квартиру к такому принципиальному гражданину, разумеется, не удается. 

Жмем на кнопку дверного звонка еще одной квартиры. Откровенно говоря, я уже сомневаюсь, что и здесь удастся спокойно поговорить. Дверь открывает мама четверых детей. Рассказывает, что муж какое-то время был безработным. Отсюда и «хвосты» по коммуналке. Недавно нашел работу, и часть долга семья уже погасила. Кроме того, договорились с местным ЖЭСом, что погасят долг в следующем месяце. Раз так, то семья остается с водой. Контролеры придут с проверкой через месяц. 

Мой первый рейд по квартирам должников оказался легким. Потому что мне не пришлось лице­зреть большие компании в состоянии алкогольного опьянения и собственников жилья в неглиже. Никто не осыпал проклятиями и не грозился сбросить с лестницы. Хотя в практике контролеров такое, увы, бывает.

Отключение водоснабжения в квартире — крайняя мера, на которую идут после того, как другие методы на должника не действуют.

Вернемся к должникам. За день одна бригада контролеров обходит примерно 40 адресов. Во время нынешнего рейда ни в одной квартире мы так и не отключили водоснабжение. Но должникам так везет не всегда. Обычно каждый день несколько квартир все же остаются без воды. И многие должники сразу находят деньги и сразу погашают задолженность. Бывает, что сразу находятся большие деньги. Контролеры вспоминают, как один человек через ЕРИП погасил почти 5000 рублей за жилищно-коммунальные услуги. Хотя задолженность везде разная — от 200 до нескольких тысяч рублей. 

И все равно не понимаю — зачем тянуть резину и откладывать оплату небольшой, в общем-то, суммы? Ведь плательщики жилищно-коммунальных услуг, несвоевременно или не в полном объеме внесшие плату за основные жилищно-коммунальные услуги, уплачивают пеню в размере 0,3 процента от не уплаченной в установленный срок суммы этих платежей и расходов за каждый день просрочки. То есть вполне безобидная сумма в конечном варианте может прирасти еще такой же. Заглядываю в акт о прекращении оказания услуги водоснабжения жилого помещения и вижу: сумма основного долга — 1500 рублей, пеня — 1600 рублей. 

— Отключение воды — крайняя мера, — объясняет заместитель начальника абонентского района № 1 Светлана Никифоренко. — Прежде чем отключить услуги водоснабжения и водоотведения, проводят другие мероприятия по снижению задолженности. Сначала по почте высылаем уведомление — напоминание об оплате. Если человек не реагирует, подготавливаем исполнительную надпись. И только потом отправляем специалистов, чтобы те отключили воду. Водоснабжение восстанавливаем в течение двоих суток после предоставления документов о погашении задолженности и оплате затрат, связанных с возобновлением предоставления коммунальных услуг. 

КОМПЕТЕНТНО

Лия Перевалушко, заместитель начальника ЦРП «Водосбыт»:

— В Минске около 850 тысяч лицевых счетов. За воду не платят около восьми процентов потребителей. В случае неоплаты или оплаты не в полном объеме более двух периодов потребителей могут отключить от услуги водоснабжения и сумма задолженности будет взыскана через исполнительную надпись в принудительном порядке. В среднем за месяц воду отключают в 80 столичных квартирах. Вернуть воду можно только после полного погашения задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения. Для этого нужно обратиться к сотрудникам УП «Минскводоканал» и записаться на подключение. Эта услуга платная. 

Если говорить о юридических лицах, то наши сотрудники ежедневно проводят мероприятия по снижению задолженности, при несоблюдении сроков оплаты за текущее потребление услуг предприятиям и организациям направляются письма, проводится разъяснительная работа по телефону с напоминанием о сроках оплаты. Также в случае непогашения задолженности ежемесячно составляются графики отключений предприятий, информируются администрации районов города, производятся отключения и готовятся претензии для взыскания долга в принудительном порядке.  

misnik@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter