Совершая налогово-бюджетные инвестиции, общество имеет право и на долю прибыли в успешных проектах
12.03.2022 14:03:37
Я не противник частной собственности. Скорее всего, ее сторонник. И двумя руками за равенство всех форм хозяйствования. В том числе и в доступе к бюджетным ресурсам, государственным закупкам. А говоря проще — общественным финансам. У государства нет денег — только средства налогоплательщиков или прибыль от государственной собственности, которая, по сути, тоже является народной. Я за равенство. Но по всем направлениям. Зачастую же как получается: бизнес просит льгот, преференций. Мол, надо тепличный период для развития. Справедливо. Но когда тот же IT-сектор встал на ноги, то с теми же белорусскими промышленниками хочет работать на рыночных условиях. Справедливо ли? Владельцы IT-компаний считают, что да: мол, мы же у государства денег не брали, все заработали своими мозолистыми мозговыми извилинами. Имеем право выставлять ту цену, которую считаем для себя приемлемой. Позвольте, а как же налоговые льготы? Фактически фискальные инвестиции? И как у налогоплательщика, у меня иной раз закипает ярость благородная: почему налоговые (считай, общественные) инвестиции являются безвозвратной ссудой? Почему, давая льготы, недополучая средства в бюджет, обеспечивая социальные обязательства за счет выплат другим секторам, разделяя через налоговый канал риски с частным бизнесом, государство и общество не имеют никаких прав на выгоды от успешных проектов? Не надо мне ссылаться на международный опыт и передовые мировые практики. Они, возможно, и распространенные, но являются ли справедливыми? Да и практики эти родились в финансово-монетарной модели капитализма, который переживает глубокий кризис.
Риски — Родине, прибыль — себе?
К высокотехнологичному сектору у меня двойственное отношение. С одной стороны, прекрасно, что IT-индустрия (даже в офшорном формате) сформировалась у нас стремительно, за каких-то 15 лет почти с нуля вышла на значимые международные позиции, заняла свое место на мировом рынке. Но только ли это заслуга IT-менеджеров, многие из которых стали миллионерами и с высоты своего благосостояния презрительно поплевывают на макушки другим отраслям. Да еще жить учат. Не отрицаю, что в IT собрались люди предприимчивые и неглупые. Но на их успех мы скинулись всей страной.Будем откровенны: при общей системе налогообложения высокотехнологичные компании не достигли бы таких феноменальных финансово-экономических успехов. Для этих компаний создали беспрецедентные в мире преференции, фактически освободив если не от всех, то от многих налогов. Выходит, мы все, рядовые налогоплательщики, платили в казну и за себя, и за того цифрового парня. Словом, от дворника до директора промышленного предприятия (в том числе и частного) мы опосредованно вкладывались в цифровой сектор.
Но теперь у меня, как у многолетнего налогоплательщика, возникает вопрос: инвестиции были, а где же дивиденды? Не мне лично, а бюджету. Ладно, когда 10—15 лет наше IT представляло из себя стартапы. Но сегодня уже есть десятки компаний-миллионеров. Причем их финансовые центры находятся за рубежом и прокачивают через себя миллиарды — те деньги, которые, бесспорно, заработали в Беларуси. И они каким-то чудесным образом оказались за рубежом, кормят импортные финансовые и инвестиционные системы. И бюджет. А на Родине продолжают работать в льготных режимах. И насколько ценен такой бизнес? Не для его владельцев, а для страны в целом?
Право на часть успеха
Несомненно, перспективные направления требуют поддержки. И налоговыми льготами в том числе. Но должны ли быть они бессрочными? И не привязанными к результату? Что бы ни говорили, но бизнесу в Беларуси живется не так уж и плохо. В стране действует около двух десятков разных преференциальных режимов. И нужно очень постараться, чтобы не подпасть под один из них. В результате у нас НДС платит где-то около трети субъектов хозяйствования. И многие утверждают: по-другому не смогут продолжать свой бизнес, ссылаясь на слишком высокие налоги при использовании общей фискальной системы. Впрочем, вопрос тут двоякий: это налоги слишком большие или эффективность бизнеса не на высоте? Или его владельцы закладывают слишком высокую норму прибыли на свои скромные вложенные капиталы? Предполагаю, что присутствуют сразу три фактора.Впрочем, вопрос в другом: если все «деятельные» и «перспективные» будут работать только на льготных условиях, то из каких волшебных доходов бюджет наполнять будем? Или ждать эффекта Нью-Васюков, когда льготируемые компании разрастутся до грандиозных размеров и даже по преференциальным фискальным ставкам озолотят всех белорусов. Свежо предание, но невзирая на трепетное отношение, почему-то Google или хотя бы Yandex так и не появились. А если и появлялись самобытные изделия, то продавались импортным корпорациям, и, соответственно, их монетизация происходит за пределами нашей страны. Как-то не очень справедливо получается.
Как кажется, не стоит искать ответов на непростой вопрос в западных практиках. Скорее необходимы более оригинальные механизмы, основанные на национальных принципах в экономике. Почему бы государству в фискальных преференциях (по-другому — инвестициях) в перспективных направлениях не использовать принцип бизнес-ангелов, которые спонсируют стартапы. Они дают деньги, но на определенных условиях в случае успеха: получают свою долю от прибыли или долю в зарождающемся бизнесе с правом или обязательством его владельца выкупить эту долю, если компания разбогатеет. Впрочем, разные существуют вариации. И предоставляя налоговые льготы, как мне кажется, было бы справедливо, чтобы бюджет, отказываясь на какое-то время от доходов, обладал правом и на часть успеха. Тогда все было бы вполне справедливо.
volchkov@sb.by