Совершая налогово-бюджетные инвестиции, общество имеет право и на долю прибыли в успешных проектах

Долг платежом красен

Я не противник частной собственности. Скорее всего, ее сторонник. И двумя руками за равенство всех форм хозяйствования. В том числе и в доступе к бюджетным ресурсам, государственным закупкам. А говоря проще — общественным финансам. У государства нет денег — только средства налогоплательщиков или прибыль от государственной собственности, которая, по сути, тоже является народной. Я за равенство. Но по всем направлениям. Зачастую же как получается: бизнес просит льгот, преференций. Мол, надо тепличный период для развития. Справедливо. Но когда тот же IT-сектор встал на ноги, то с теми же белорусскими промышленниками хочет работать на рыночных условиях. Справедливо ли? Владельцы IT-компаний считают, что да: мол, мы же у государства денег не брали, все заработали своими мозолистыми мозговыми извилинами. Имеем право выставлять ту цену, которую считаем для себя приемлемой. Позвольте, а как же налоговые льготы? Фактически фискальные инвестиции? И как у налогоплательщика, у меня иной раз закипает ярость благородная: почему налоговые (считай, общественные) инвестиции являются безвозвратной ссудой? Почему, давая льготы, недополучая средства в бюджет, обеспечивая социальные обязательства за счет выплат другим секторам, разделяя через налоговый канал риски с частным бизнесом, государство и общество не имеют никаких прав на выгоды от успешных проектов? Не надо мне ссылаться на международный опыт и передовые мировые практики. Они, возможно, и распространенные, но являются ли справедливыми? Да и практики эти родились в финансово-монетарной модели капитализма, который переживает глубокий кризис.

Коллаж Ивана Гайдука

Риски — Родине, прибыль — себе?

К высокотехнологичному сектору у меня двойственное отношение. С одной стороны, прекрасно, что IT-индустрия (даже в офшорном формате) сформировалась у нас стремительно, за каких-то 15 лет почти с нуля вышла на значимые международные позиции, заняла свое место на мировом рынке. Но только ли это заслуга IT-менеджеров, многие из которых стали миллионерами и с высоты своего благосостояния презрительно поплевывают на макушки другим отраслям. Да еще жить учат. Не отрицаю, что в IT собрались люди предприимчивые и неглупые. Но на их успех мы скинулись всей страной. 

Будем откровенны: при общей системе налогообложения высокотехнологичные компании не достигли бы таких феноменальных финансово-экономических успехов. Для этих компаний создали беспрецедентные в мире преференции, фактически освободив если не от всех, то от многих налогов. Выходит, мы все, рядовые налогоплательщики, платили в казну и за себя, и за того цифрового парня. Словом, от дворника до директора промышленного предприятия (в том числе и частного) мы опосредованно вкладывались в цифровой сектор. 

Но теперь у меня, как у многолетнего налогоплательщика, возникает вопрос: инвестиции были, а где же дивиденды? Не мне лично, а бюджету. Ладно, когда 10—15 лет наше IT представляло из себя стартапы. Но сегодня уже есть десятки компаний-миллионеров. Причем их финансовые центры находятся за рубежом и прокачивают через себя миллиарды — те деньги, которые, бесспорно, заработали в Беларуси. И они каким-то чудесным образом оказались за рубежом, кормят импортные финансовые и инвестиционные системы. И бюджет. А на Родине продолжают работать в льготных режимах. И насколько ценен такой бизнес? Не для его владельцев, а для страны в целом? 

Право на часть успеха

Несомненно, перспективные направления требуют поддержки. И налоговыми льготами в том числе. Но должны ли быть они бессрочными? И не привязанными к результату? Что бы ни говорили, но бизнесу в Беларуси живется не так уж и плохо. В стране действует около двух десятков разных преференциальных режимов. И нужно очень постараться, чтобы не подпасть под один из них. В результате у нас НДС платит где-то около трети субъектов хозяйствования. И многие утверждают: по-другому не смогут продолжать свой бизнес, ссылаясь на слишком высокие налоги при использовании общей фискальной системы. Впрочем, вопрос тут двоякий: это налоги слишком большие или эффективность бизнеса не на высоте? Или его владельцы закладывают слишком высокую норму прибыли на свои скромные вложенные капиталы? Предполагаю, что присутствуют сразу три фактора. 

Впрочем, вопрос в другом: если все «деятельные» и «перспективные» будут работать только на льготных условиях, то из каких волшебных доходов бюджет наполнять будем? Или ждать эффекта Нью-Васюков, когда льготируемые компании разрастутся до грандиозных размеров и даже по преференциальным фискальным ставкам озолотят всех белорусов. Свежо предание, но невзирая на трепетное отношение, почему-то Google или хотя бы Yandex так и не появились. А если и появлялись самобытные изделия, то продавались импортным корпорациям, и, соответственно, их монетизация происходит за пределами нашей страны. Как-то не очень справедливо получается. 

Как кажется, не стоит искать ответов на непростой вопрос в западных практиках. Скорее необходимы более оригинальные механизмы, основанные на национальных принципах в экономике. Почему бы государству в фискальных преференциях (по-другому — инвестициях) в перспективных направлениях не использовать принцип бизнес-ангелов, которые спонсируют стартапы. Они дают деньги, но на определенных условиях в случае успеха: получают свою долю от прибыли или долю в зарождающемся бизнесе с правом или обязательством его владельца выкупить эту долю, если компания разбогатеет. Впрочем, разные существуют вариации. И предоставляя налоговые льготы, как мне кажется, было бы справедливо, чтобы бюджет, отказываясь на какое-то время от доходов, обладал правом и на часть успеха. Тогда все было бы вполне справедливо. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter