Доктрина Медведева

О Концепции внешней политики Российской Федерации

12 июля Президент Дмитрий Медведев утвердил Концепцию внешней политики Российской Федерации, а уже 15–го выступил на совещании с послами и постоянными представителями России при международных организациях с изложением ключевых внешнеполитических задач страны.


Нынешняя внешнеполитическая концепция — масштабный документ, в котором в развернутом виде представлены цели, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности. Он дополняет и развивает положения Концепции внешней политики Российской Федерации, которая была утверждена Президентом России 28 июня 2000 года.


В обновленной глобальной стратегии указывается, что Россия придает большое значение повышению управляемости мирового развития, созданию саморегулируемой международной системы. Иными словами, Кремль выступает за коллективное лидерство ведущих государств мира, которое должно быть представительным в географическом и цивилизационном отношении и осуществляться при полном уважении центральной и координирующей роли ООН.


Обращает на себя внимание критика проводимой нынешней администрацией США стратегии односторонних действий, которая дестабилизирует международную обстановку, провоцирует напряженность и гонку вооружений, усугубляет межгосударственные противоречия, разжигает национальную и религиозную рознь, создает угрозу безопасности других государств, ведет к росту напряженности в межцивилизационных отношениях.


Явный военно–силовой крен в действиях Вашингтона объективно ведет к милитаризации международной политики, появлению новых элементов конфронтационности. Россия же, как сказано в концепции, последовательно выступает за снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности.


Заметное место в концепции заняла европейская проблематика. Главной целью российской внешней политики на европейском направлении обозначено создание по–настоящему открытой, демократической системы общерегиональной коллективной безопасности и сотрудничества, которая обеспечивала бы единство Евро–Атлантического региона — от Ванкувера до Владивостока, не допуская его новой фрагментации и воспроизводства прежних блоковых подходов. Именно на это направлена российская инициатива заключения Договора о европейской безопасности.


Целесообразность создания в евроатлантической зоне подлинно открытой и коллективной системы безопасности, конечно же, не вызывает сомнений. Вместе с тем напомним, что подобного рода инициативу советская дипломатия выдвигала еще в 1954 году, но она была встречена западными странами, мягко говоря, без всякого энтузиазма, поскольку западные деятели усмотрели в ней попытку принизить значение Североатлантического договора и «подорвать» НАТО. К сожалению, по нашему мнению, такого рода инициативу и в современных условиях претворить в жизнь будет крайне сложно по той же самой причине.


Хотя, как отметил Президент, первая реакция, которая получена российским руководством, «как минимум, нейтральная», а кое в чем «обнадеживает».


В выступлении Д.Медведева в довольно резкой форме была осуждена линия США на развертывание в Европе компонентов системы ПРО. Президент еще раз напомнил, что Россия будет вынуждена адекватно реагировать на это. «Мы понимаем, что национальная безопасность не может держаться на честном слове», — добавил российский лидер.


В целом же как сама концепция внешней политики, так и выступление Президента Российской Федерации перед послами показали, что курс России в международных делах становится все более твердым, продиктованным намерением жестко отстаивать российские национальные интересы. В комментариях западной прессы по этому поводу говорится о некоей «агрессивности» внешней политики Кремля, о намерении действовать на мировой арене напористо, опираясь на возросший потенциал страны. Тем не менее сам Д.Медведев предельно четко заявил о важности «сохранить и выдержку, и трезвость оценок», отстаивать национальные интересы России «грамотно, без конфронтации как самостоятельно, так и вместе с партнерами, готовыми к коллективным действиям».


Укрепление союзных отношений с Беларусью определено Д.Медведевым в качестве приоритетной задачи. Показательно, что Президент дал высокую оценку Союзу Беларуси и России, охарактеризовав его как высшую на данном этапе форму интеграции двух суверенных государств. Россия будет, цитирую концепцию, «продолжать согласованную линию на создание условий для эффективного строительства Союзного государства на рыночных условиях». Что ж, здоровый прагматизм тоже хорошая база для совершенствования межгосударственных отношений.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter