Анестезиолог-реаниматолог Александр Дедков — о работе с тяжелыми пациентами, третьей волне и вакцинации

Доктор всегда рядом

Борьба с коронавирусом — тема номер один в новостной повестке дня последних полутора лет. Спасти, что бы ни случилось, помочь в самой экстренной ситуации и не отступать, пока не сделано все возможное, — принцип работы каждого из медиков. Поэтому совсем неудивительно, что к работе людей в белых халатах приковано повышенное внимание. Особенно к врачам, которые борются с COVID-19 на передовой — в реанимационных отделениях. Хватает ли сил медикам ежедневно вести непримиримый бой с вирусом, который пока не спешит ретироваться, и к чему призывают они тех, кто беспечно относится к своему здоровью, игнорируя элементарные меры безопасности. Узнали об этом у Александра Дедкова, заведующего отделением интенсивной терапии и реанимации городской инфекционной больницы Минска.


В режиме цейтнота

Даже 20 минут на общение с журналистами для доктора Дедкова — непозволительная роскошь. Пациенты требуют внимания днем и ночью, и кажется, с начала пандемии он не просто трудится на сто процентов, а буквально живет на работе, чтобы держать под контролем все, что происходит в отделении. Когда в конце февраля прошлого года городская инфекционная больница приняла на себя первый удар, разместив больных с коронавирусом, стало понятно: пройдет не так много времени, прежде чем некоторым из них потребуется помощь реанимации. Так и случилось.

— Наверное, сказать о том, что страх и неуверенность в собственных силах незнакомы врачам, было бы лукавством. Даже самый опытный медик тогда не раз задумался, хватит ли накопленных знаний и практических навыков, чтобы пройти это нелегкое испытание. На начальном этапе, еще не имея протоколов лечения, полагаться пришлось на себя и коллег. Мы развернули несколько дополнительных коек. Таким образом разместить получилось большее количество больных, чем обычно. И до сих пор оно остается прежним.

Возглавить одно из самых сложных отделений инфекционки Александру Владимировичу предложили четыре года назад, однако опыта медику не занимать. Начиная с первого курса студент Дедков подрабатывал санитаром, а затем медбратом разных стационаров столицы, что в будущем нацелило на специальность анестезиолога-реаниматолога. Восемь лет трудился в 6-й больнице, а сегодня лечит пациентов инфекционного профиля. Ту же специальность выбрала и его супруга. На передовой борьбы с коронавирусом они оказались вместе практически сразу: из-за болезни сотрудников рабочих рук не хватало. Сражались семейным подрядом полгода, в том числе три месяца не выходили за территорию больницы. Впрочем, доктор не жалуется: этот опыт оказался как нельзя кстати. Да и кто знает, скольким удалось помочь благодаря тому, что опытный врач круглосуточно находился рядом. К счастью, сегодня такой жесткой меры больше не требуется:

— В отделении знают: даже если меня нет на работе, ко мне всегда можно дозвониться. С коллегами на связи 24 часа в сутки.

Кроме того, в начале пандемии, когда информации о болезни было не так много, вместе с другими врачами выезжал на медицинские консультации по республике и до сих пор помогаю разбираться в сложных вопросах докторам из райцентров по телефону.


Помоги себе сам

И все же, несмотря на контроль за ситуацией со стороны медиков, говорить об ослаблении третьей волны пока не приходится, констатирует Александр Дедков. Более того, если раньше тяжелыми пациентами, которые попадали в отделение реанимации, были люди после 40 лет, то сейчас тенденция стремительно меняется:

— Недавно наблюдали за состоянием 38-летнего пациента, а пару недель назад по показаниям для ЭКМО перевели 32-летнего мужчину в МНПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии 9-й больницы. Такие случаи могут участиться. Кроме того, с недавнего времени у части пациентов обнаруживается атипичная клиника в виде рвоты и диареи, чего раньше не наблюдалось. Скорее всего, такие изменения в клинической картине связаны с мутацией COVID-19 — индийским штаммом «Дельта» либо другой его разновидностью. Все привыкли к тому, что состояние больного ухудшается на 7—12-е сутки, однако сейчас это происходит значительно раньше — уже 5-е сутки могут стать критическими. При этом молодые пациенты даже не имеют в анамнезе сопутствующих патологий.

— Может быть, подобные проявления коронавируса возникают из-за игнорирования многими противоэпидемических мер?

— Безусловно, большую роль в недопущении заражения играют защитные маски. Но с приходом лета число тех, кто добросовестно относится к своему здоровью, сокращается. Так что удивляться росту заболеваемости не стоит, — сожалеет Александр Дедков. — Многие оправдывают такое свое поведение тем, что уже переболели или вакцинировались. В первом случае, когда антитела уйдут, возможно повторное заражение, во втором — инфицирование тоже не исключается, хотя болезнь будет протекать гораздо легче.

Я советую обезопасить себя с помощью вакцинации, не забывая при этом о всем известных мерах против COVID-19: масках, антисептиках и частом мытье рук в течение дня. Это поможет сохранить здоровье и позволит снизить нагрузку на систему здравоохранения, которая продолжает работать в усиленном режиме.
nev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter