Доктор, у меня это…

К врачам у меня отношение особое
К врачам у меня отношение особое. Только благодаря их знаниям, опыту, золотым рукам еще жив. Повезло, что попал к настоящему светиле в своей области, оперировал хирург от Бога, выхаживали медсестры – добрейшей души люди.


И как-то не по себе становится, когда тяжкий труд, многолетнюю и многотрудную учебу медиков подвергают сомнениям. Дескать, что там такого – каждый сам себе доктор. На наших глазах возникло, окрепло и процветает целое направление в медиа: издания о здоровье, советы и рецепты исцеления. В киосках плотными рядами лежат газеты, где в заглавиях лекарь сменяет врача, целитель соседствует со знахарем, тут же примостились старинные рецепты от сибирских колдунов и тому подобная мудрость за небольшие деньги. На книжной полке также тесно: «Лекарства. Выбрать нужный и безопасный препарат», «Расшифровка анализов: поставим диагноз своими силами» и ворох аналогичных, а также брошюр с советами, как побороть ту или иную хворь народными средствами в домашних условиях. 

Девятый вал такого рода информации имеет несколько следствий. Про вред самолечения сказано уже не раз и не два, а тысячи. И что же? По-прежнему на прием приходят пациенты с запущенными формами болячек, которые пытались лечить сами и лишь усугубили хворь.

Не будем забывать, что исцеляет не только лекарство, но и авторитет специалиста. Грамотные и уверенные в себе врачи внушают и пациенту уверенность в благоприятном исходе лечения. Смотришь на такого и понимаешь: этот знает, умеет и вылечит. Свое-образная психотерапия, человеческий фактор, в медицине играет огромную роль. 

Прежде с вузовской скамьи культивировалась модель патернализма: тот тип взаимоотношений, при котором врач для пациента – авторитет безусловный и непререкаемый. Рекомендации и предписания которого необходимо выполнять неукоснительно. А что сегодня? Больной начитался советов в газете бесплатных объявлений и считает себя равным по знаниям с доктором, который постоянно получает актуальную медицинскую информацию, изучает специальную литературу. И не срабатывает установка на профессиональное превосходство. Минус явный и несомненный. А если еще такой «самородок» не только не выполняет назначения врача, но и самостоятельно корректирует, добавляет к ним «натуральные травки» или БАД «без химии»?

Однако есть и плюсы. Лишних знаний, как известно, не бывает. И профилактика, и самодиагностика, и понимание процессов в собственном организме никогда не будут излишними. 

Сегодня, когда найти любую информацию легко и просто, желание постичь характер и нюансы своего заболевания, пути и методы борьбы с ним, наверное, стоит только приветствовать. Оно вписывается в новые подходы и тенденции, когда доктор открыто обсуждает с пациентом ход диагностики и лечения, работает на установление доверия между ними. Особенно у хронических больных, которые встречаются с лечащим врачом регулярно и взаимодействуют как союзники: помогает разобраться в природе болезни, понять суть методов лечения, то есть из объекта процесса превратиться в его субъект, стать активным участником, нацеленным на то, чтобы быстрее и легче выздороветь.

Такое взаимодействие также необходимо, когда надо подписать форму информированного согласия о вмешательстве в свой организм. Документ не очень длинный, но, что греха таить, в некоторых случаях заверяется в режиме «подпишите вот тут, где «птичка». К тому же информированное добровольное согласие пациента перекладывает на него определенную часть ответственности за выбор подхода к лечению, а значит, и за его исход. 

Так что говорить о конфликте принятой в обществе модели отношений врач – пациент и этих новых трендов не стоит. Правда, в разговоре медики иногда жалуются: напрягают всезнающие больные, которые готовы задавать вопросы и спорить до потери пульса по поводу новых лечебно-диагностических методов и эффективнейших лекарств, реклама которых идет широким потоком.

У этой ситуации есть еще одна грань: конечно же, не все врачи рады видеть перед собой пациента, знакомого с медицинскими новинками и последними результатами научных исследований. Больной, который читал клинические рекомендации или запросил мнение второго специалиста, в рамки принятой модели взаимоотношений пока не вписывается.

И все же благодаря научно-популярным публикациям мы все больше знаем о болезнях, способах их диагностики и лечения. Но самое главное – они привлекают внимание человека к собственному здоровью, нацеливают на заботу о нем.

Михаил ВАЛЬКОВСКИЙ

valk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter