Много или мало мы платим за пресловутую коммуналку? Вопрос для Беларуси не праздный. Но и не главный, потому что всего бремени затрат на эту сферу мы не несем. И порой даже не подозреваем, какой ценой государству приходится эту стабильность поддерживать.
— Вместе с мужем и двумя детьми-школьниками живем в Речице в двухкомнатной квартире, — говорит “БН” Снежана Мукомел, бухгалтер КСУП “Совхоз Исток”. — На стоимость коммунальных услуг не жалуемся, особенно в теплое время года, когда оплата почти символическая. В сентябре заплатили по жировке 43 тысячи рублей. За октябрь придется отдать больше, ведь включили отопление. Прошлой зимой, помню, на это уходило по двести тысяч рублей в месяц, правда, вместе со светом и газом. Тоже деньги для семьи с доходом в миллион двести. Но топят хорошо, спать не приходится в шерстяных носках. Поэтому считаем, что платим соразмерно качеству услуг.
Для сравнения: в Германии расходы на коммунальные услуги за квартиру 80 кв. м (и это без арендной платы за жилье) в среднем составляют до 300 евро в месяц, что при средней зарплате в полторы тысячи евро весьма существенная сумма. В Америке за такие услуги люди отдают и вовсе едва ли не половину своего дохода. Да и в странах Прибалтики, Польше оплата коммуналки достаточно внушительная. Беларусь, впрочем, также не обошла стороной общемировая тенденция подорожания таких услуг, но сильно по доходам наших граждан не ударила. Более того, в трудную минуту, когда страна-соседка выставила непомерную цену за энергоносители, государство нашло возможность поддержать белорусов...
Четыре года назад в нашей стране ситуация складывалась так, что без постепенного повышения уровня возмещения населением затрат на производство услуг жилищно-коммунального хозяйства было не обойтись. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, утвержденная Указом главы государства от 12 июня 2006 г. № 384, это как раз и предусматривала. Но, важный момент, — без существенного повышения тарифов на их оплату! И к концу 2010 года, учитывая фактор роста доходов жителей нашей страны, предполагалось поэтапно довести уровень возмещения затрат на коммуналку (по организациям системы Минжилкомхоза) до 62 процентов.
Что же получилось в итоге?
А получилось так, что жизнь внесла свои коррективы в ход выполнения этой государственной программы. В этой связи интересно посмотреть, как затраты нашими гражданами компенсировались. В 2006 году, например, уровень возмещения населением затрат составлял 40,6 процента, в 2007 году — 32,4 процента.
А в 2008 году — уже 30,7 процента, в 2009- году — 28,3 процента (диаграмма № 1).
То есть главный вывод таков: этот показатель, по итогам работы за пятилетие, установленный Программой, достигнут не будет. И в 2010 году он ожидается в размере 25 процентов. Если разложить показатель на «звенья цепи», то, как наглядно иллюстрирует график (диаграмма № 2), по техническому обслуживанию жилищного фонда он составляет 35,1 процента, по теплоснабжению — 21,6 процента, по холодному водоснабжению — 27,9 процента, по канализации — 23 процента, по сбору, вывозу и обезвреживанию твердых коммунальных отходов — 37,3 процента, за пользование лифтом — 33,8 процента.
Здесь нужно пояснить, что одной из главных причин снижения уровня возмещения затрат населением при оплате жилищно-коммунальных услуг стал рост цен на энергоресурсы. Так, цена на природный газ для организаций ЖКХ поднялась в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 5,38 раза, тариф на электрическую энергию — в 3 раза. Если сравнить с ростом зарплат белорусов, то в 2005—2010 годах средняя зарплата возросла в 2,48 раза, а рост платежей за услуги (по стандартной двухкомнатной квартире) составил 2,28 раза. То есть, по сути, увеличение цен и тарифов на импортируемые в республику энергоресурсы за эти годы было значительно выше роста доходов жителей Беларуси. А это, в свою очередь, привело к тому, что показатель, установленный Программой, не был выполнен. Государство, пусть и в ущерб себе, не позволило, чтобы жители страны стали заложниками навязанной россиянами высокой цены за энергию. Более того, в 2006—2010 годах наблюдалась устойчивая тенденция по снижению удельного веса платежей за коммуналку в совокупном доходе семьи. Подробности — в следующем номере «БН».
Внимательный читатель может резонно спросить: а как этот уровень рассчитывают по каждому виду услуг? Такой работой занимается Министерство экономики, руководствуясь фактической себестоимостью оказываемых услуг — информацию эту предоставляют каждый месяц Минжилкомхоз, управления ЖКХ облисполкомов и столицы. А сам показатель рассчитывается на основании Инструкции о порядке расчета уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг, утвержденной постановлением министерств: экономики, финансов, энергетики, Минжилкомхоза от 13 января 2005 г. № 4/1/2. Цель документа — обеспечить единые подходы в республике к определению показателя, который рассчитывается на примере двухкомнатной квартиры общей площадью 48 квадратных метров, в которой проживает семья из трех человек.
СПРАВКА «БН»: В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 октября 2006 г. № 604 «О мерах по повышению эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства» тарифы на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, устанавливаются правительством по согласованию с Президентом до начала очередного финансового года с учетом роста доходов населения и действуют с 1 января следующего года.
Соб. инф.
Усредненный расчет жилищно-коммунальных платежей в 2010 году
Наименование платежей |
Единица измерения |
Себестоимость услуг на 2010 год |
Тариф на услуги, рублей
|
Сумма платежей, рублей |
Уровень возмещения затрат населением средневзвешен. тарифом |
Удельный вес отдельных видов платежей в общей сумме платежей (проц.) |
||
1-комн. квартира, 32 кв. м общ. пл. (2 чел.) |
2-комн. квартира, 48 кв. м общ. пл. (3 чел.) |
3-комн. квартира, 69 кв. м общ. пл. (4 чел.) |
||||||
1. Плата за техническое обслуживание жилья |
1 кв. м общ. пл. |
843,4 |
296 |
9472 |
14208 |
20424 |
35,1 |
9 |
2. Отчисления на капитальный ремонт |
1 кв. м общ. пл. |
х |
296 |
9472 |
14208 |
20424 |
х |
9 |
3. Теплоснабжение |
1 Гкал. |
201112,3 |
43458,3 |
- |
- |
- |
21,6 |
|
3.1. отопление из расчета 0,0272 Гкал. на 1 кв. м общ. пл. в месяц |
1 кв. м общ. пл. |
|
|
37826 |
56739,2 |
81563 |
|
35 |
3.2. горячее водоснабжение из расчета 0,0422 Гкал. за подогрев |
||||||||
1 куб. м хол. воды в месяц (3,8 куб. м на 1 чел.) |
1 чел |
|
|
13826 |
20906,2 |
27876 |
|
13 |
4. Газоснабжение |
1 чел. |
х |
3696 |
13938 |
11088 |
14784 |
|
7 |
5. Электроснабжение |
100 кВт/час |
х |
17300,0 |
7392 |
25950 |
34600 |
|
16 |
6. Холодное водоснабжение |
1 куб. м |
1382,3 |
385,7 |
17300 |
|
|
27,9 |
|
из расчета 7,6 куб. м на 1 чел. в месяц |
1 чел. |
|
|
385,7 |
8793,5 |
11725 |
|
5 |
7. Канализация |
1 куб. м |
1051,2 |
242 |
|
|
|
23 |
|
из расчета 7,6 куб. м на 1 чел. в месяц |
1 чел. |
|
|
242 |
5517,6 |
7357 |
|
3 |
8. Вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов |
1 чел. |
1065,3 |
397 |
|
1191 |
1588 |
37,3 |
1 |
9. Пользование лифтами |
1 чел. |
4201,7 |
1421 |
397 |
4263 |
5684 |
33,8 |
2 |
ИТОГО: отопительный период |
|
|
|
108576 |
162865 |
226025 |
23,7 |
100 |
ИТОГО: летний период |
|
|
|
70750 |
106126 |
144462 |
26,3 |
|