Доходный маршрут?

Появится ли в Беларуси сеть платных дорог.

Появится ли в Беларуси сеть платных дорог.

По плотности автодорожной сети Беларусь – среди лидеров в СНГ. Магистрали помогают зарабатывать на транзите, но требуют значительных ресурсов на их содержание. Чтобы подтянуть белорусскую автодорожную сеть до лучших мировых стандартов, на основных трассах планируется ввести плату за проезд.

– Принципиальное решение о создании такой системы принято, сейчас начинается его реализация, – сообщил  начальник управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Александр Головнев. – Ведутся переговоры с теми структурами, которые имеют возможности привлечения собственных ресурсов для строительства  с последующим возвратом вложенных денег в виде  процента от сбора платы. То есть нагрузки на бюджет не будет.
В первую очередь плату планируется вводить на автодорогах, соединяющих Минск с областными центрами и прошедших реконструкцию с доведением числа полос движения до четырех. В частности, это может коснуться автодорог М4 (Минск – Могилев) и М5 (Минск – Гомель), модернизация которых ведется в настоящее время.
Взимать плату планируется при помощи электронной системы, которая позволяет при проезде через специальные ворота с помощью датчиков считывать с бортового устройства на автомобиле данные о пройденном километраже и выставлять счет.
Ранее рассматривалась возможность создания в Беларуси по опыту зарубежных стран дорожных концессий. Такие объединения инвесторов вкладывают деньги в модернизацию дороги и за это получают право на протяжении, например, двадцати лет взимать плату за проезд по ней. Однако такой формат оказался невостребованным со стороны иностранцев. Основная причина – сравнительно низкая интенсивность движения транспорта и неготовность автовладельцев платить сборы, сопоставимые по размерам с западноевропейскими.
Поэтому предполагается создание единого оператора, который будет осуществлять прием платы по всем дорогам. Какие ставки дорожных сборов будут применяться, пока не решено. В обсуждении находится и принципиальный вопрос: придется ли раскошелиться белорусским владельцам личных легковых автомобилей? Пока преобладает мнение, что таких участников дорожного движения от сборов необходимо освободить, взимать плату лишь с транспортных средств массой свыше 3,5 тонны.
Пока в Беларуси эксплуатируется только одна платная магистраль – М1/Е30, которая тянется от границы России через Минск до Бреста и является частью важнейшего европейского транспортного коридора. Плату за проезд здесь взимают с 1996 года. Ее ввели после реконструкции нескольких участков. Для этого привлекали кредит Европейского банка реконструкции и развития. На дороге протяженностью около 610 километров организованы четыре пункта взимания дорожных сборов. За проезд по трассе нужно заплатить от 3 (владельцы легковушек из-за пределов Таможенного союза) до 15 евро (владельцы тяжелых грузовиков с четырьмя осями и более). Владельцы белорусских, российских и казахстанских легковушек ездят бесплатно. Между тем, по самым скромным подсчетам, доля такого транспорта на М1 составляет не менее 65 процентов. Поэтому на протяжении полутора десятка лет обсуждается возможность введения платы и для этой категории пользователей.
Белорусские ставки явно ниже западноевропейских. Например, во Франции за проезд по трассе протяженностью около 630 километров, что сопоставимо с белорусской М1, нужно заплатить 47 евро, то есть как минимум в три раза больше.
Платные автодороги эксплуатируются во многих странах. Однако их доля в общей сети, по некоторым оценкам, не превышает 2 процентов.  В Беларуси сеть автодорог общего пользования составляет более 86 тысяч километров, в том числе около 15,5 тысячи составляют  республиканские, на которые приходится основной грузо- и пассажиропоток.
В нынешнем году только на республиканские дороги планируется направить около 3,6 триллиона белорусских рублей. И даже этого, как уверяют в Белавтодоре, на ремонт не хватает,  состояние дорог ухудшается. По последним оценкам, в ремонте нуждаются участки республиканских дорог общей протяженностью 6,6 тысячи километров, или более 40 процентов от всех. 
В такой ситуации, как объясняют специалисты, из двух зол нужно выбирать меньшее. Если вводить плату, то это, возможно, приведет к некоторому снижению объемов транзита через Беларусь. Но, с другой стороны, выбоины на дорогах, если их плотность увеличится, могут отпугнуть автоперевозчиков еще больше, чем плата за проезд. Аналогичной логики придерживаются и в других странах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter