Доходный коридор

Беларусь заработает на транзите два миллиарда долларовВ Белорусском правительстве планируют рассмотреть дополнительные меры по развитию транзитного потенциала страны.На Беларусь приходится около 60 процентов автомобильного и порядка 40 процентов железнодорожного транзита на направлении Европа – Россия – Восток. Через страну пролегают газо- и нефтепроводы. Белорусским небом пользуются около 750 авиакомпаний из почти 90 стран. При этом 9 из 10 авиалайнеров совершают транзитный полет. Примерно каждое третье воздушное судно следует из России или возвращается в эту страну.

Конечно же, такой потенциал грех не использовать. Поэтому не случайно с 2006 года в стране проводилась комплексная работа по более эффективному использованию транзитных возможностей. В стране шла модернизация автодорог, предпринимались попытки на принципиально новый уровень вывести придорожный сервис, начать масштабное развитие логистической инфраструктуры. И такие усилия дали плоды. Транзит стал приносить даже больше, чем предусматривалось в прогнозах. Однако кризис отразился и на этой сфере. Объем транзита по всем видам транспорта в Беларуси за пять месяцев нынешнего года в сравнении с аналогичным периодом минувшего упал в среднем на 10–15 процентов.
Самое эффективное «лекарство» в условиях кризиса – снижение тарифов. Стоило снизить на 20 процентов тарифы на перевозку комплектующих из ЕС в российскую Калугу на сборочное производство «Фольксвагена», и объем вырос. На столько же снижены тарифы и на все другие контейнерные перевозки .
Несмотря на кризис, белорусские железнодорожники ищут и находят новые ниши, привлекают дополнительные транзитные потоки. Разрабатываются новые направления. Например, вместе с российскими коллегами планируется организовать скоростной контейнерный поезд, который расстояние от дальневосточной Находки до Западной Европы будет преодолевать за семь суток.
В Китае планируется к реализации масштабная программа по индустриализации запада страны. С учетом этого белорусские железнодорожники совместно с казахстанскими коллегами прорабатывают возможность организации контейнерных перевозок между этим регионом Китая и Европой.
Вместе с привлечением транзитных потоков необходимо активно работать и над развитием инфраструктуры внутри страны. Автотрассы далеки от идеала. Во многом это обусловлено тем, что страну пересекает огромное число тяжелых грузовиков. Денег на восстановление порой не хватает. Поэтому в Минтрансе подумывают о введении системы евровиньеток в качестве антикризисного шага. Как предполагается, водителям тяжелых грузовиков за проезд по дорогам страны придется платить энную сумму. Эта мера, видимо, коснется и белорусских перевозчиков.
Еще одно направление – развитие придорожного сервиса. Сейчас его уровень недостаточно высок. Решено предоставлять преференции «придорожным» бизнесменам.
Есть проблемы и в развитии логистической инфраструктуры. Еще несколько лет назад в стране приняли национальную программу. В соответствии с ней в пригороде столицы и каждого областного центра Беларуси предполагалось построить крупные логистические центры со складами, транспортными узлами, а в крупнейших райцентрах – комплексы поменьше. Однако ряд таких проектов пока так и остается на бумаге.
Начальник отдела развития транспортной деятельности и логистики Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей Кучинский считает, что очень важно реализовать идею создания на территории Беларуси, России и Казахстана единого таможенного пространства. Уже в ближайшие годы, как планируется, таможенный досмотр будет вынесен на внешние границы этого пространства. На пути транзита исчезнут лишние барьеры. Некоторые перевозчики, по словам начальника отдела, сетуют: на польско-белорусской границе досмотр, потом проверяют россияне. Не было бы этого, и транзитный поток вырос бы. В выигрыше оказались бы и белорусы, и россияне.
Непосредственно в Беларуси для активизации транзита также предполагается сделать немало. В ближайшее время на заседании Президиума Совета Министров планируется рассмотреть план первоочередных антикризисных мер в этой сфере, который содержит более двадцати мер, направленных на повышение эффективности использования транзитного потенциала Беларуси.
В Минтрансе собираются к осени сделать первые наброски развития транзитной инфраструктуры на период до 2020 года. Что касается 2010 года, то планируется на транзите заработать 2 млрд долларов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter