Доход ценен приходом

СТОЛЬКО людей здесь увидишь разве что во время большого праздника. В минувшие выходные тысячи минчан и гостей столицы вновь съехались, уже в пятый раз, на ярмарку «Щедрый сентябрь-2013», что у столичного Дворца спорта. Причем пришли не только за зимними запасами, но и за хорошим настроением. Кто-то заглянул сюда, чтобы подготовиться к зиме, а кто-то — и чтобы молодость вспомнить, с людьми пообщаться. На этот раз на главной торговой площадке столицы свою продукцию горожанам привезли фермеры, рыбхозы, сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия Гродненщины — всего около 230. Торговали здесь и столичные производители, и частники, уже из других регионов страны, той же Брестчины.

Три взгляда на «Щедрую осень-2013»

СТОЛЬКО людей здесь увидишь разве что во время большого праздника. В минувшие выходные тысячи минчан и гостей столицы вновь съехались, уже в пятый раз, на ярмарку «Щедрый сентябрь-2013», что у столичного Дворца спорта. Причем пришли не только за зимними запасами, но и за хорошим настроением. Кто-то заглянул сюда, чтобы подготовиться к зиме, а кто-то — и чтобы молодость вспомнить, с людьми пообщаться. На этот раз на главной торговой площадке столицы свою продукцию горожанам привезли фермеры, рыбхозы, сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия Гродненщины — всего около 230. Торговали здесь и столичные производители, и частники, уже из других регионов страны, той же Брестчины.

С точки зрения покупателей:

«Здесь дешевле, чем в магазинах»

— Я и раньше сюда захаживала, но на этот раз выбор продукции меня более чем впечатлил! Гродненская продукция известна своим высоким качеством, так что смотрите, целую сумку провизии всякой набрала, — делится с «БН» довольная пенсионерка из Минска Зоя Павловна. — И все же, если продукты могу купить и в магазине, то вот отдохнуть душой лучше, чем здесь, и не найдешь места. Так здорово потанцевать под песни, под которые плясала в юности. Эх, хорошо!

Здесь, на проспекте, накрыты длинные ряды для всех, кто пришел на зов веселой многоголосой ярмарки. Традиционное угощение — яблоки — горками лежат на столах, плюс гречишный мед — от всех болезней. А еще заводная музыка, запах шашлыков, аромат свежей выпечки… Все, словно магнитом, притягивает посетителей к торговым рядам. Здесь вдоволь витаминной продукции, мясных и рыбных деликатесов. В очередях за овощами и фруктами и молодежь, и пенсионеры.

— Я постоянно приезжаю на ярмарки вместе с детьми и внуками. Тут найдешь все, что душе угодно. Хотя и то, что не нужно, тоже купишь — так все заманчиво обставлено, — смеется пенсионерка из Логойска Светлана Викторовна. — Цены ниже магазинных. Каждый год жду ярмарок, чтобы не только запасы на зиму сделать, но и денег много не потратить.

Смотрю на прилавок. Картофель быстро уходит по 2 тысячи 700 рублей за один килограмм, капуста — по 2—3 тысячи, свекла — от 2 тысяч 800, перец — по 9,5—10 тысяч, томаты — от 10 до 20 тысяч рублей, лук репчатый — от 3 тысяч, баклажаны – 12—15 тысяч, огурцы — около 20 тысяч. Какие цены на фрукты и ягоды? Груши — 10—18 тысяч рублей, сливы — 19, виноград — 9—25 тысяч, хурма — 20 тысяч. Немного дороже обойдется клюква — от 24 тысяч рублей за килограмм.

— Всю жизнь прожила в деревне, не из рассказов знаю, как пахнет земля. Поэтому стараюсь постоянно покупать все на ярмарках, здесь все натуральное, без химикатов. Да и дешевле, чем в магазинах. Хотя мне не жалко заплатить за такие вкусные яблоки в два раза больше, — рассказывает в свою очередь хозяйка Тамара Витальевна из Петришек Минского района.

Молодая мама Снежана тоже на ярмарку приезжает из Сенненского района не первый год. Тут, по ее словам, можно сэкономить, что для семейного бюджета важно.

Если овощи хороши как гарнир или салат, то в качестве основного блюда почему бы и не рыба? Карп, толстолобик, карась — далеко не весь ассортимент ярмарки. Свежую и живую рыбу предлагают несколько рыбхозов — «Локтыши», «Днепробугский», «Красная слобода».

— Цены приемлемые. Для настоящих гурманов продаем и деликатесы — амура и сома. Вкуснятина, грех не попробовать, — улыбается продавец рыбхоза «Свислочь» Елена Величко.

Карп отборный предлагали по 27 тысяч рублей за килограмм, а форель — по 89 тысяч. Сом уходил за 61 тысячу рублей, толстолобик — почти за 17 тысяч, амур — за 29 тысяч 900 рублей, щуку, за которой приезжают в Минск специально из других районов республики, продавали за 29 тысяч. Ну а копчености ценой повыше: форель горячего копчения — в 90 тысяч рублей, толстолобик — от 50 тысяч, лещ — 45—59 тысяч, карп — 65—65,5 тысячи.

Организаторы вместе с БРСМ наладили подвоз покупок. Для этого ветерану достаточно показать удостоверение. Также, помимо группы активистов БРСМ, на ярмарке посменно работают и волонтеры из вузов Минска. Для гостей же, которые приехали за покупками на автомобилях, организовали парковку для транспорта, в том числе возле Дворца спорта вдоль проспекта Победителей, протяженностью около 700 метров.

С точки зрения производителей:

 «Почему минским поставщикам  отдали центр?»

За прошедшие выходные «Щедрая осень-2013» принесла общую выручку в 12 миллиардов рублей. К слову, с 21 сентября производители только на столичных площадках наторговали уже на 35,8 миллиарда белорусских рублей. Общая сумма не кажется маленькой. Но выгодно ли сельхозорганизациям и различным предприятиям участвовать в такой торговле? Так получилось, что гродненчане не получили ту прибыль, на которую рассчитывали. Вот что рассказали «БН» в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Прогресс-Вертелишки»:

— Мы продавали только яблоки. Поздний сорт предлагали за 5500 рублей за килограмм, а более ранний — за 8 тысяч рублей. За два дня наторговали на 31 миллион рублей, — рассказал корреспонденту «БН» главный специалист по торговле Андрей Шильд. — О рентабельности такой торговли говорить еще рано — нужно посчитать затраты. А они, кстати, немалые — 300 километров дороги, командировочные, да и людей нужно было где-то разместить на ночь. Вот и считайте…

Мясную продукцию по ценам производителя предлагал столичным гостям Ошмянский мясокомбинат.

— Да, торговали без наценки. Например, свиная шейная часть стоила 58 тысяч 300 рублей. Если в магазине брать этот продукт, то добавляйте сразу 20—30 процентов надбавки, — отметила начальник отдела фирменной торговли Ошмянского мясокомбината Наталья Яринская. — Два года назад мы приезжали на первую столичную ярмарку. В эти же выходные, когда наш мясокомбинат и представлял продукцию, проходила пятая распродажа. Некоторые уже успели купить и мясо, и овощи, поэтому не пришли. Но есть у нас и «свои» потребители, которые ждали именно гродненских производителей. И все же лучше торговать в первую неделю проведения ярмарок, когда людей больше.

А что думают на агрокомбинате «Скидельский»?

— Знаете, продукцию продавали с наценкой до 10 процентов. Вот, посмотрите, наторговали на 105 миллионов рублей. Доход — чуть больше 10 миллионов. А теперь отнимайте — затраты на дорогу, командировочные, оплата гостиницы, — считает начальник отдела сбыта Нина Тарасенок. — Рядом с нами торговал хлебпром, которому за день удалось продать продукции всего на 10 миллионов. Сомневаюсь, что им даже расходы удастся покрыть.

На столичную ярмарку из агрокомбината «Скидельский» прибыло три фуры с мясной продукцией! Здесь можно было купить все, что душе угодно — мясо птицы, колбасные изделия, свиную разделку, а также муку и крупу.

— В этом году приехали на столичную ярмарку в первый раз, а в прошлом были в Минске четыре раза. И всегда такая ситуация — прибыль незначительная. И это притом, что наша продукция славится в Беларуси своим качеством, — продолжает разговор Нина Леонидовна. — Торговля могла пройти лучше, если бы гродненским производителям уступили центральное место на ярмарке. А так — в центре остались минские поставщики, место же для гродненцев — сбоку. Вот и получается, что некоторые покупатели просто не дошли до нас, или долго искали…

С точки зрения журналистов:

 «Если маркетинг не двигает торговлю...»

Уже издавна ярмарки славились тем, что на них можно купить различные товары по низкой цене. А если еще и поторговаться, то и дешевле. Сейчас такая «традиция» остается. Пример — еженедельные столичные распродажи, куда съезжаются производители и покупатели со всей страны. И, возможно, у поставщиков еще есть вопросы — и к организации подобных кирмашей, и к прибыльности. Но главным остается одно — покупатели куда охотнее приобретают на ярмарках сезонную продукцию, мясо, рыбу, деликатесы. Срабатывает стереотип: ярмарка — значит, дешевле. И берут не по одному килограмму, а по нескольку, что точно выгодно для производителей. Почему бы этим немаловажным фактором не воспользоваться? Допустим, чтобы не было в дальнейшем у торговцев убытков или увеличилась прибыль, им самим следует продумать необычные маркетинговые ходы по привлечению людей. Чем-то их зацепить — уникальным предложением или продуманной выкладкой товара, или заманчивыми скидками (само собой, не в убыток себе). Тогда и торговля пойдет веселей, и грустить от невысоких объемов не придется.

Наталья БОРИСОВЕЦ, «БН», Татьяна БИЗЮК

Фото Сергея ЛОЗЮКА, «БН»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter