Докатят ли авторынки до цивилизации? или Куда ведет криминальный след бэушных автозапчастей

Мытарства с поиском запчастей для вышедшего из строя “железного коня” хорошо известны автолюбителям. Не каждый может позволить себе раскошелиться на новую деталь. Гораздо выгоднее поискать на рынке бэушную замену. Учитывая стабильный спрос, этот сегмент рынка постоянно расширяется. Но это одна сторона медали. О второй заявил недавно министр внутренних дел Владимир Наумов. Речь шла об усилении контроля в сфере торговли запчастями подержанных автомобилей. Дело в том, что криминальный автобизнес широко использует авторынки для своих целей. Ворованные машины разбирают и продают по частям. О происхождении приобретаемых деталей можно только догадываться.

Подобному бизнесу давно пора придать более цивилизованный вид без ущерба для покупателей и продавцов.
О том, что представляет собой нынешний вторичный рынок автозапчастей с точки зрения правоохранительных органов, корреспонденту “НГ” рассказал заместитель начальника пятого отдела управления уголовного розыска МВД РБ Сергей ЛУКЬЯНОВИЧ.
— Авторынки, где продают подержанные запчасти, отрабатываются нами постоянно. Несколько лет назад мы выступали с предложениями, чтобы придать данному бизнесу более цивилизованный вид. Например, запретить реализацию запчастей, на которые отсутствуют документы, подтверждающие их происхождение, или разрешить продажу только через определенные торговые структуры. К сожалению, пока “воз и ныне там”.
— С честными автовладельцами, “расчленяющими” свои аварийные машины, все понятно. Но огромный поток автозапчастей от подержанных авто идет к нам на рынок из-за границы. Насколько известно, их провозят через кордон со всевозможными уловками. Видимо, без криминального следа не обходится?
— Без сомнения, те, кто задействован в этом бизнесе, используют каждую лазейку в таможенном законодательстве.  Везут запчасти через границу по так называемому “зеленому коридору” якобы для личного пользования, хотя можно легально открыть готовый интернет магазин автозапчастей на базе TecDoc всего за 990$ . Чтобы не декларировать груз, владелец, например, подсаживает к себе необходимое количество пассажиров и ввозит его без таможенного декларирования. Главное, чтобы общий вес груза не превышал разрешенные 50 килограммов на человека. Это довольно выгодно. Если в Польше двигатель на “Мерседес” 1996 года стоит порядка 800 долларов, то при ввозе сюда его цена вырастает процентов на пятьдесят. С одной поездки минимум 300 долларов навара. Три-четыре поездки в месяц — и получается неплохой заработок с минимальной (или вообще никакой) оплатой налогов. С заграничных рынков нередко ввозятся двигатели со срезанными номерами. Ворованный? Вполне возможно. Установить его происхождение нереально. Для легальной продажи у нас нужен только документ, подтверждающий ввоз подобных запчастей в страну, а наличие номера нигде не регламентировано. Сколько под такой документ продавец реализовывает других двигателей, можно только догадываться.
— С “заграницей” все понятно. Но хотелось бы узнать (не подумайте плохого, конечно): выгоднее продавать ворованную иномарку целиком или по частям?
— “Крутую тачку” могут “увести” и под заказ. Тут уж у криминала индивидуальные расценки. Сейчас в основном похищают средние автомобили для продажи по частям. Так для преступников безопаснее. Как правило, те, кто ворует машины, крайне редко занимаются их сбытом. Работает схема: одни воруют — другие продают. В среднем угонщик получает от скупщика не более трети от реальной стоимости автомобиля, но зато все и сразу. Например, риск вора за хищение “Фольксвагена” стоимостью четырех-пяти тысяч долларов оценивается скупщиком в 800—1000 “зеленых”.
— В СМИ есть масса объявлений типа “куплю авто без документов”, или “на запчасти”, или “битый автомобиль”. Это скупщики краденого, легальные коммерсанты или оперативники, ловящие “на живца”?
— Обычно у серьезных преступников связи налажены и нет необходимости покупать “рекламку”, лихорадочно ища, кому краденое сбыть. А что касается спецопераций, то оперативная работа была, есть и будет, пока совершаются преступления.
Скупкой краденого может заниматься кто угодно как по объявлениям, так и на рынке. Ворованные детали на рынке обычно открыто не лежат. Если покупателя что-то заинтересовало, ему дают номер телефона другого продавца, и они уже договариваются о встрече. Сложность в том, что практически невозможно доказать, что человек знал о том, что продает-покупает похищенное.
— Значит, продавец ворованного товара остается безнаказанным?
— Если вы намекаете на неэффективность нашей работы, то она на сегодняшний день зависит от многих факторов. Автомобильный рынок огромен. Ежегодный прирост автопарка в республике — около 200 тысяч машин. В этой сфере занята масса людей, и чтобы полностью отследить их работу, необходимо создавать специализированное подразделение, которое будет заниматься именно сбытчиками краденого. Имеются в виду не только автозапчасти, но и другие похищенные вещи (антиквариат, бытовая техника, драгоценности...). Запчастями, например, может заниматься определенный отдел.
Конечно, если какой-то продавец несколько раз попадается на скупке (хранении) ворованных деталей, тут есть о чем задуматься. У нас существует определенный круг лиц, с которыми ведется постоянная работа. И рано или поздно те, кто связан с криминалом, попадаются. Если доказать, что есть умысел совершения данных действий, то этого человека вполне можно привлечь к уголовной ответственности.
— А что покупатель, “наивно” не интересующийся биографией приобретения? Если цена устраивает, почему бы не прикупить для железной любимицы нужную “запцацку”?
— Если будет доказано, что приобретенные обычным покупателем вещи принадлежат потерпевшему, их придется возвращать. Но это, как правило, номерные запчасти. Доказать, что это “крыло моего автомобиля”, практически нереально. Даже если хозяин его и опознал, то снимать с другой машины эту деталь никто не будет. Но покупатель будет взят на заметку.
— Соседние государства пользуются “услугами” наших автоворов?
— Еще как. Территорию республики реально проехать из одного конца в другой за пять-шесть часов, поэтому очень много ворованных автомобилей уходит сразу напрямую за границу. В частности, в Россию. Уже там они разбираются и продаются. Например, авто, похищенные в Гомельской области, уходят на Смоленск. В течение часа-двух от них остается только остов кузова, все остальное распродается.
— С так называемыми гаражами-”отстойниками” профилактическая работа проводится?
— Мы постоянно отрабатываем гаражные массивы. К сожалению, не во всех районах республики к этому относятся добросовестно, и кое-где эта отработка носит формальный характер. Местная власть в ряде регионов не уделяет этому должного внимания. В частности, системе ограждения гаражно-строительных кооперативов (ГСК), их охране и т.д. Например, в Мозыре из 38 ГСК только два имеют охрану. Остальные даже не соответствуют требованиям ГСК — множество неконтролируемых въездов-выездов, отсутствие освещения. Это идеальные места для “отстойников”. Совершить преступление в гаражном массиве, где около пяти тысяч гаражей, не проблема. Такие территории есть и в Витебской области.
По доходности преступность в сфере автобизнеса стоит на третьем месте после проституции и наркомании. Хотя на сегодняшний день число преступлений по линии криминального автобизнеса составляет не более одного процента от общего количества. Хотелось бы отметить, что с каждым годом число подобных преступлений уменьшается. За семь месяцев нынешнего года зарегистрировано около 500 краж автомобилей, что примерно на 100 меньше, чем за аналогичный период минувшего года. Общий процент раскрываемости вырос до 65 процентов. Возврат (обнаружение) транспорта составляет более 75 процентов.
Для борьбы с криминалом в этой сфере прежде всего нужна профилактика. Профессиональная — не для “галочки” — отработка рынков, объявлений и гаражей. Ведь преступление гораздо сложнее раскрыть, чем предотвратить.

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter