Договорные отношения

Почему европейский диалог для модернизации Беларуси начинается с санкций, а заканчивается приватизацией

Почему европейский диалог для модернизации Беларуси начинается с санкций, а заканчивается приватизацией

Весной нынешнего года в Брюсселе еврокомиссар Штефан Фюле публично объявил о начале новой программы по Беларуси. Инициатива ЕС звучит громко и пафосно — “Европейский диалог для модернизации Беларуси”. И деньги на ее реализацию нашлись — аж девять миллиардов долларов, хотя несколькими годами ранее на развитие стран “Восточного партнерства” еле-еле наскребли 600 тысяч евро, да и те, похоже, остались на бумаге. Что же на самом деле скрывается за реформой по-европейски и откуда вдруг такая щедрость? И главный вопрос: кому выгоден новый проект?

Тайная вечеря

На первый взгляд, предложенная инициатива вполне заслуживает внимания.  Тем более что и белорусские власти признают необходимость модернизации экономики и совершенствования политической системы. Причем не просто признают, а делают определенные и небезуспешные шаги в этом направлении. Однако еврочиновники, видимо, понимают по-своему суть реформ для Беларуси, и для их продвижения регулярно собираются рабочие группы с участием белорусской оппозиции, сотрудников представительства ЕС и дипломатов из посольств-кураторов. Представитель неправительственной организации, который по понятным причинам не стал называть своего имени, записал на диктофон беседу на одном из таких заседаний, проходившем под председательством главы представительства ЕС в Беларуси Майры Моры. То, о чем беседовали зарубежные дипломаты с оппозиционными политиками, больше похоже на подготовку к революции, нежели на дискуссию о путях реформ.

Поистине изумляет, насколько ловко директор вильнюсского центра BISS Пикулик, бывший судья Пастухов и сотрудник германского посольства г-н Деттмар разбираются с главным и действующим законом Беларуси. По словам немецкого дипломата, нет смысла концентрироваться на мелочах.

— Важно понять, чего вы хотите, как должны выглядеть Конституция и система управления в стране, — сказал дипломат, обращаясь к белорусским участникам дискуссии.

— Мы должны продвигать то, что в первую очередь нужно нам — гражданскому обществу и политической оппозиции, а не только государству, — отметил Пикулик. По ходу беседы выясняется, что “наилучший” вариант модернизации для этих людей — возвращение к Конституции 1994 года и ликвидация института президентской власти. При этом референдум как легальный способ изменить Конституцию даже не упоминается.

Со своим уставом...

Получается, что нам предлагают сломать сложившуюся вертикаль власти и снова погрузиться в пучину хаоса начала 90-х годов, когда решение насущных экономических проблем тогдашние депутаты Верховного Совета утопили в бесконечных и бестолковых разборках между собой. Возможно, когда-нибудь наше общество созреет для парламентской республики. Но в нынешних условиях, когда закладываются основы нового миропорядка, меняется расклад сил на планете и многие страны продвигаются вперед семимильными шагами, нет ни времени, ни возможностей для бесплодных политических дискуссий. К чему они приводят, хорошо видно на примере соседней Украины, где депутаты Верховной рады, вместо того чтобы заниматься бюджетом и экономикой, то и дело награждают друг друга тумаками. В последние годы демократии в стране было хоть отбавляй, но стали ли простые украинцы от этого счастливее? Разгул демократии и череда революций в Кыргызстане и вовсе привели к большой крови и гибели людей. Разве этого хотели граждане страны? Весь мировой опыт показывает, что искусственное насаждение демократии и законов по западному образцу без учета менталитета нации, исторических и культурных традиций государства, уровня экономического развития ни к чему хорошему не приводит.

Чем закончилась модернизация и демократизация по-европейски, видно на примере стран Балтии, которым в качестве условия членства в ЕС выдвинули ликвидацию отечественных производств, и теперь наши северные соседи целиком и полностью зависят от своих европейских кураторов.

 На словах в ЕС неустанно твердят о готовности улучшать отношения с Беларусью и вести с ней диалог, а на деле ужесточают санкции против нашей страны, в том числе и визовые ограничения для политиков. То есть, по сути, приглашают дружить и тут же захлопывают двери. Как же тогда вести диалог и на каком уровне?

Диалог или...

Впрочем, все эти тонкости, кажется, ничуть не смущают некоторых реформаторов от оппозиции. Полет их фантазии не знает предела. “Нужно разрушить эту систему”, — восклицает один из них. Абсурдность подобных проектов ошеломляет даже европейских модераторов, которые просят  “воздержаться от обсуждения разрушения системы в стенах представительства”.

Интересен и еще один фрагмент беседы, где “модернизаторы” заявляют о необходимости сократить численность всех правоохранительных органов, “особенно внутренних войск, охраняющих пенитенциарные учреждения”, и убрать из УК статью о злостном неповиновении заключенного требованиям администрации исправительного учреждения. Следуя такой логике, следующим шагом, видимо, должно стать закрытие тюрем и предоставление права модернизировать страну бывшим сидельцам.

На словах в ЕС неустанно твердят о готовности улучшать отношения с Беларусью и вести с ней диалог, а на деле ужесточают санкции против нашей страны, в том числе и визовые ограничения для политиков. То есть, по сути, приглашают дружить и тут же захлопывают двери. Как же тогда вести диалог и на каком уровне? И готовы ли вообще наши европейские партнеры к равноправному и взаимоуважительному диалогу? На каком основании зарубежные дипломаты и нигде не работающие, не имеющие никакого отношения к белорусской экономике оппозиционные политики вдруг начинают делить собственность страны, строить совместные планы о распродаже предприятий? И почему приватизация в Беларуси обсуждается без представителей официальной власти Беларуси? Кажется, в мировой экономике захват чужой собственности без согласия собственника называется рейдерством, но уж точно не диалогом. Судя по всему, Беларусь элементарно напрягает ЕС как потенциальный конкурент, который к тому же успешно проводит самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, и от которого нужно как можно быстрее избавиться, не допустив при этом создания Евразийского экономического союза Беларуси с Россией и Казахстаном. В этом и заключается смысл всякого давления Запада на наши страны. И это же требует от нас еще большего сближения и укрепления евразийской интеграции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter