Договор сильнее денег

Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа рассказал в интервью нашей газете о главных угрозах странам Содружества и коллективных ответных действиях
Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа рассказал в интервью нашей газете о главных угрозах странам Содружества и коллективных ответных действиях

Минск вновь подтверждает свою репутацию столицы интеграции — 23 июня у нас состоится очередной саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Среди ряда интеграционных объединений, созданных бывшими советскими республиками, это занимает особое место. Договор о коллективной безопасности, на основе которого создана организация, призван был заполнить вакуум на месте рухнувшего вместе с СССР и военного союза. Идея о необходимости защиты своей безопасности оказалась жизнеспособной. Правда, со временем пришло понимание, что новые угрозы и опасности одними войсковыми операциями не устранишь. Необходим сплав политики и силы, или, если угодно, политики, опирающейся на силу, прежде всего силу коллективных интересов. О пути, пройденном организацией с момента ее создания, нашему корреспонденту рассказал генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа.

— Учреждение в сентябре 2003 года Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), по существу, дало начало совершенно новому механизму многостороннего сотрудничества государств на постсоветском пространстве в статусе международной региональной организации безопасности. В таком качестве ОДКБ была зарегистрирована в секретариате ООН, стала наблюдателем в Генассамблее ООН.

— Несмотря на недолгую историю своего существования, ОДКБ заметно нарастила потенциал сотрудничества в политической и военной областях, в сфере противодействия современным вызовам и угрозам. Кроме того, формат ОДКБ дает возможность, отходя от чисто блоковых подходов к обеспечению региональной и международной безопасности, развивать потенциал оперативного и адекватного реагирования на все вызовы и угрозы государствам — участникам организации.

— Николай Николаевич, давайте говорить прямо: в последнее время в некоторых странах Содружества были устроены государственные перевороты и никто им не смог ничего противопоставить... Поэтому, говоря о развитии ОДКБ, какие проблемы вы имеете в виду прежде всего?

— Мы отдаем себе отчет в том, что даже при отсутствии фронтальной угрозы военной агрессии мир не становится более надежным: на смену традиционным вызовам стабильности и безопасности для государств приходят абсолютно новые — дерзкие и безжалостные, не признающие границ. Речь, в частности, идет о непрекращающейся террористической угрозе, политическом и религиозном экстремизме, растущем наркотрафике, бесконтрольном «расползании» оружия массового поражения, прогнозируемом росте числа серьезных природных и техногенных катастроф.

В перечне рисков и угроз для стран — участниц договора в особом ряду, в первую очередь для государств Средней Азии, — афганская проблема. Не секрет, что проводимая в Афганистане операция НАТО «Неустрашимая сила» далека от успешного завершения. Прежде всего в части ликвидации террористических и прочих бандформирований, которые в любой момент могут пересечь границу стран–соседок. Не снижается и поток афганских наркотиков в сопредельные государства.

Одним словом, геополитическая ситуация такова, что многие конфликты и кризисы, ранее находившиеся на периферии межблокового противостояния времен «холодной войны», переместились на передний план, а некоторые из них сами по себе становятся источниками террористической опасности. Увы, применение силы в обход Устава ООН, продвижение разного рода «скрытых повесток дня», попытки размыть правовую основу межгосударственных отношений только усугубляют общую ситуацию, что в глобальном контексте усиливает угрозу межцивилизационного разлома.

Современные конфликтные ситуации сегодня развиваются так, что вмешательство во внутренние дела других государств может происходить с применением политических, информационных, сетевых и других технологий, не поддающихся контролю. Кроме того, формально они не являются оружием, хотя несут не менее разрушительные последствия для общества в целом и каждой личности в отдельности, угрожают целостности и суверенитету государств.

Скоординированные информационные атаки, политические нажимы, предпринимаемые против той или иной «провинившейся» стороны, стали ныне достаточно распространенной практикой. Последний тому пример — масштабная и скоординированная информационно–пропагандистская кампания против Беларуси, других государств на постсоветском пространстве.

— Чего вы ожидаете от предстоящей встречи в Минске?

— Прежде всего мы всесторонне проанализируем военно–политическую обстановку в зоне действия ОДКБ и прилегающих регионах. Совет министров иностранных дел и обороны, комитет секретарей советов безопасности, Совет коллективной безопасности предпримут своего рода «мозговой штурм», в результате которого должны быть выработаны и согласованы предложения и рекомендации о коллективных или скоординированных действиях.

К рассмотрению на минской сессии СКБ готовятся важные для ОДКБ документы и решения о формировании механизма миротворческой деятельности. Пришло время также открыто заявить о скоординированных подходах государств–членов к ряду актуальных международных проблем. Планируем принять дополнительные меры по развитию военной составляющей. В целом же минские встречи призваны консолидировать военно–политическое сотрудничество и углубить интеграционные процессы в формате ОДКБ.

— Согласны ли вы с тем, что ОДКБ нужно перестать вариться в собственном соку и смелее заявлять о себе на международной арене, выстраивать отношения с другими международными организациями?

— Действительно, очень важно встраивание организации в современную архитектуру международных отношений, и мы этим целенаправленно занимаемся. Приоритет отдается взаимодействию с политическими структурами ООН. Установлены рабочие контакты с генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном. ОДКБ, единственная из организаций постсоветского пространства, включена в состав Постоянного комитета, учрежденного для координации усилий ООН и региональных организаций.

Представители ОДКБ регулярно участвуют в заседаниях Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН. Практическое взаимодействие налажено и с управлением ООН по наркотикам и преступности, подписан соответствующий протокол о сотрудничестве. Мы активно взаимодействуем с ОБСЕ и ее подразделениями — Антитеррористическим управлением, Форумом по сотрудничеству в области безопасности, Центром ОБСЕ по предотвращению конфликтов.

Следуя принципам проведения многовекторной политики в сотрудничестве с различными международными организациями, занятыми в сфере безопасности, нами были сделаны соответствующие предложения по налаживанию диалога с НАТО. Ждем ответной реакции.

— А не кажется ли вам, что как раз те организации, которые застолбили за собой прочное место в архитектуре международной безопасности в Евразийском регионе, могут встретить вас, мягко говоря, без энтузиазма? Ведь речь идет о защите конкретных интересов конкретных стран. Да и новые объединения — достаточно вспомнить последние инициативы президентов Украины или Грузии — стремятся быть не столько партнерами, сколько конкурентами... Какими вам видятся на этом фоне место и роль ОДКБ?

— Организация стремится занять свою нишу в довольно сложной конфигурации международных отношений на постсоветском пространстве. И здесь у нас есть ряд преимуществ. Это единственная в регионе военно–политическая структура безопасности, имеющая необходимый организационный, нормативный и политический инструментарий для противодействия существующим угрозам и вызовам. Кроме того, в ОДКБ наработан неплохой опыт практического сотрудничества в сфере внешней политики, борьбы с терроризмом и наркоугрозой. Все это выводит организацию на лидирующие позиции в вопросах обеспечения безопасности, дает ей возможность развивать военно–политическое сотрудничество на постсоветском пространстве, объединяя вокруг себя другие заинтересованные страны региона.

Несомненно и то, что каждый участник договора должен быть уверен в политической и морально–психологической поддержке со стороны союзников в ситуациях, наносящих ущерб его суверенитету и международному престижу.

Наконец, мы в ОДКБ должны постоянно работать над тем, чтобы участие в ней было привлекательным для государств и в военно–политическом, и экономическом аспектах.

— Какими вам видятся перспективы дальнейшего развития ОДКБ как международной структуры безопасности?

— Результаты последних лет свидетельствуют, что из относительно аморфного образования, с несостоявшимися надеждами на военный союз, Договор о коллективной безопасности трансформируется в серьезную многофункциональную интеграционную структуру. Главный акцент делается на политических способах и средствах защиты и продвижения национальных и коллективных интересов государств — членов ОДКБ.

Мы выходим на практические коллективные меры по укреплению контртеррористического потенциала государств–участников. И первым делом формируем единый список террористических организаций, в отношении которых нами будут приниматься скоординированные меры. Расширяется поле деятельности в вопросах борьбы с наркоугрозой. Отталкиваясь от антинаркотических операций «Канал», мы переходим к профилактическим операциям по мониторингу и пресечению «отмывания» преступных доходов, противодействию нелегальной миграции на «миграционно опасных» направлениях.

Сегодня мы реально говорим о формировании объединенной группировки войск (сил) Центрально–Азиатского региона коллективной безопасности, создании объединенных систем военного назначения (ПВО, управления и связи и др.) и, в конечном итоге, коллективных сил ОДКБ.

Чтобы вывести ОДКБ на должный уровень сотрудничества, мы намерены создать комплексную систему вспомогательных органов ОДКБ и соответствующих коллективных сил и средств. Они будут включать в себя многосторонние органы по координации антитеррористической и антинаркотической деятельности, совместному противодействию нелегальной миграции, силы чрезвычайного реагирования для оказания помощи на случай техногенных и природных катастроф. Сильнейшим звеном в этой цепи видятся миротворческие силы организации, а также региональные антитеррористические структуры.

В результате этих мер ОДКБ должна стать универсальным механизмом по противодействию современным вызовам и угрозам, в котором будут задействованы все имеющиеся у государств–членов ресурсы политического взаимодействия, потенциал оборонных и специальных ведомств, возможности сотрудничества с другими международными организациями.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter