Договор дороже денег...

Потребительское движение в Беларуси выходит на новый этап. Если раньше его активисты учили население брать чеки на покупки, то теперь нас учат заключать договоры. В структуре жалоб потребителей возрос удельный вес услуг, а в этой сфере отстоять свои права возможно только при оговоренных обязательствах сторон. Потребительская грамотность подрастающего поколения, создание института независимой экспертизы, разработка законодательного акта о фальсификации товара — вот три главные потребительские задачи на ближайшее время, считает председатель Минского общества потребителей Ирина АСТАФЬЕВА. Недавно она провела “прямую линию” с читателями “Народной газеты”.

Когда Иван кивает на Петра...
— В нашей квартире плохо поставили новое окно. Зимой от него — лютый холод, и по периметру было промерзание, да еще и откосы неаккуратные. Просто не знаем, что нам делать. Обращались и в ту фирму, которая продала окно, и в ту, которая его установила, но никто не признается в своем браке. Одни говорят: мы хорошо изготовили, это вам плохо установили. Другие говорят: мы хорошо установили, это вам продали окно с дефектами. Из документов на руках у нас лишь гарантийный талон и чек.
Семья КУЗНЕЦОВЫХ, г.Смолевичи

— Договора, значит, нет...  Это осложняет ситуацию. Самостоятельно вам вряд ли удастся справиться — приходите с документами к нашему юристу по адресу: улица Интернациональная, 23. Такие случаи самые тяжелые, поскольку проблема находится на стыке двух организаций. На будущее знайте: прежде чем доверить фирме серьезные работы, нужно посмотреть письменное подтверждение того, что она имеет право на их выполнение, а также заключить подробный договор: какой объем и какое качество работ вы заказываете подрядчику, плюс условия гарантии. Скорее всего, вам предложат отпечатанный заранее бланк договора. Смело вносите в него дополнительные пункты и поправки.

Срыв заказа? Платите неустойку!
— Еще 20 апреля мне должны были привезти мягкий угол стоимостью 900 тысяч рублей, однако ни мебели, ни денег. Я слышал, что нерадивых исполнителей можно подстегнуть угрозой взыскания неустойки, однако когда изучил наш договор с организацией, то нашел в нем только пункт о своей ответственности за несвоевременную оплату...
Сергей, г.Клецк

— Если просрочены сроки выполнения заказа, то согласно Закону о защите прав потребителей клиенту положена неустойка в размере одного процента от общей цены заказа за каждый просроченный день. Это европейская норма. Отсутствие в договоре соответствующего пункта не лишает вас указанного права. Вам необходимо обратиться с письменным заявлением к исполнителю, выбрав один из двух вариантов. Вариант первый — вообще расторгнуть договор, вариант второй — назначить новый срок изготовления. Однако неустойку вы можете потребовать в обоих случаях. Ответ обязаны прислать в течение 14 дней. Не дождетесь — обращайтесь в суд. Потребительские иски не облагаются госпошлиной. Не справитесь — приходите к нам, мы вам окажем правовую помощь.

(Продолжение следует.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter