Источник: Знамя юности
Знамя юности

Поучительная история о девочке, которая поспешила стать взрослой

Дочки-матери

Возвести стену ненависти к маме, а потом осознать: детство уходит, но никогда не возвращается. Елизавета, назовем так 19-летнюю брестчанку, захотела повзрослеть раньше времени. И своего добилась. Но какой ценой. Лишилась ребенка, мужа, доверия родных, на какое-то время потеряла даже свободу. Эта история как доказательство, что любая крупная ошибка кардинально меняет судьбу.


Делала что хотела

Явно агрессивной Лиза стала примерно в 13 лет. Огрызалась. Поднимала на маму руку. Хло­пала дверью и не ночевала дома. Родители изводились домыслами, обзванивали друзей и списывали повышенную эмоциональность на переходный возраст. Девочка тем временем отдыхала в совсем недетских компаниях, скрепляя сомнительное знакомство алкоголем.

Лиза окончила девять классов. Забеременела. Вышла замуж. Родила. На тот момент ей было 16 лет. К сожалению, материнство не сделало девушку смирной и осторожной, не приучило думать, прежде чем делать. Молодая мама продолжала фестивально-развлекательный образ жизни, а ребенком занимались муж и бабушки-дедушки. Скоро супруг понял, что его внешне привлекательная спутница совершенно не подходит для семейной жизни. Чары влюб­ленности теряли силу. Обнимашки уже не были столь волни­тельными. Надо было строить отношения, распределять обязанности, получать профессию. Но Лиза продолжала делать то, что хотелось. В приоритетах молодой особы по-прежнему значились красивая жизнь, веселье и отсутствие каких-либо обязательств.

Молодые развелись. Может быть, Лиза и расстроилась потере любимого. Но не поняла, что пора браться за ум, завязывать с тусовками и начинать воспитывать ребенка. Вскоре ситуацией заинтересовались органы опеки. Горе-мамашу лишили родительских прав. И обязали выплачивать средства на содержание несовершеннолетнего малыша. Но где там. Учебу Лиза бросила, когда забеременела. С тех пор существовала за счет родных и друзей.

Маска в соцсетях


«ВКонтакте» у Лизы несколько страничек с реальными именем и фамилией. Одна – семейная, с признаниями в любви бывшему мужу и фотографиями младенца. Последняя запись на стене датирована 2014 годом. Следующий профиль актуальный, им она пользуется регулярно, но в друзьях всего несколько человек. Самый востребованный, судя по динамике посещений, третий аккаунт. Пробежимся по анкетным данным: главное в жизни – семья и дети, главное в людях – доброта и честность, отношение к алкоголю – резко негативное. Прямо идеальная леди. Однако внимательный гость «копнет» профиль и обязательно найдет несоответствия. Например, в друзьях Лизы – почти все мужчины. В папке сохраненных видео мелькают пошлые сюжеты. А анонимы задают вопросы, не умер ли у нее ребенок и почему она знакомится с парнями, когда был законный супруг. Хозяйка профиля реагирует на откровенности по-разному. В том числе нецензурно. Но самое неожиданное открытие ожидало меня на страничке знакомств в той же соцсети, где Елизавета искала серьезных отношений с парнем 19 – 25 лет… Девушке на тот момент было всего 15!

Ни за что не поверю, что Лизу в самом деле устраивало, куда катится ее жизнь. Не исключено, что именно досадная безысходность стала источником агрессии, с которой она набрасывалась на маму, когда та пыталась образумить. Пьяная или трезвая, Лиза размахивала перед ма­терью кулака­ми и била ее тем, что попадало под руку. К счастью, побои не повлекли серьезных последствий для здоровья. Чтобы уберечь себя и домочадцев от душевных травм, а дочку от дальнейшей моральной деградации, мать написала заявление в милицию. Возбудили уголовное дело.

Брестский областной суд признал виновной 19-летнюю Лизу в систематическом истязании собственной матери. При вынесении приговора учитывалось, что молодая мама более трех месяцев уклоняется от уплаты средств на содержание несовершеннолетнего ребенка. Главный специалист Брестского областного суда Елена Корделюк замечает, что три месяца ареста не единственное наказание для виновной:

– Суд назначил ей также принудительное лечение от хронического алкоголизма.

Приговор вступил в законную силу.

Компетентно

Врач-психотерапевт Брестской городской поликлиники  2 Светлана Павловская молодым людям, кто внутренне бунтует от замечаний родителей, советует показать мамам и папам ее комментарий, а затем вместе обсудить ситуацию с позиции «что чувствую я»:

– Каждый человек рождается свободным и не похожим на остальных. Причем проявлять непохожесть мы начинаем в первые 5 – 7 лет жизни. Это решающий период, когда ребенок может начать превращаться в «ежика». Именно в «ежика», потому что под кучей жестких колючек прячется испуганный малыш, который думает, что он уже взрослый.

Как это происходит? Знаете, ни один человек не рождается агрессивным (за исключением случаев с поражением мозга в результате инфекций, родовых травм и тому подобного). Условия к зарождению агрессии создают взрослые в моменты, когда непохожесть чада становится для них не­удобной.

Прежде всего вопрос к родителям. Мы пытаемся лепить из ребенка послушное и управляемое, подвластное нашему контролю существо. Ведь мы «большие и опытные» и нам лучше известно, как надо и что надо. Вот и получается: чадо пытается себя проявить, начинает заявлять о своих потребностях и правах, а мы навязываем ему свое видение. Конечно, ограничения в воспитании должны быть. Но зачастую взрослые не понимают, где нужно сказать «стоп», а где позволить проявить себя. Знакомый пример: ребенок начинает рисовать на обоях. Большинство родителей говорят (а чаще кричат), что так делать нельзя. Причем практически никто не объясняет, почему это плохо. Есть, правда, единицы, кто улыбнется, не накажет, а позволит шалить дальше. Только мягко ограничит самовыражение ребенка одной-двумя стенами в доме и при этом пояснит, почему введены такие правила. В случае с категоричным запретом, говоря упрощенно, мы получим запуганного и не знающего, чего он хочет в жизни, но подчиняемого человека. Во втором – талантливую раскрепощенную личность.

Не услышанные и не понятые, дети начинают кричать и заявлять о себе сильнее: уходить из дома, огрызаться, демонстративно хлопать дверью. Но в ответ им продолжают твердить, что они «плохие» и не достойны любви и доверия. По сути, того единственного, что каждый ждет от своих родителей. Взрослые должны научиться слышать детей, чтобы они научились слушать нас.

Кстати

Если знаете английский, загляните на страничку Бронни Уэйр bronnieware.com. Медсестра из Австралии ухаживала за людьми на закате их жизни и записывала ошибки, о которых больше всего сожалели пациенты. Самое важное в блоге Бронни – Inspiration and Chai.

hanna.petrachenka@yandex.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter