Дочки-бабушки?

Запрограммировав себя на то, что в семье сейчас должен появиться маленький ребенок, супруги почтенного возраста не задумываются, что будет потом

Мать-природа в своей извечной простоте решает вопрос рождения детей у людей зрелого возраста достаточно жестко и однозначно: “молодых мам” старше 50 впору заносить в Книгу рекордов Гиннесса. “Человеческий детеныш”  дольше всех из класса млекопитающих нуждается в родительской помощи и поддержке. Именно поэтому природа четко следует правилу: дети и их родители должны иметь разницу в возрасте от 20 до 40 лет. Конечно, могут быть варианты, однако это скорее из области исключений, чем правил. Слишком много сил нужно вложить в становление ребенка, поэтому у подавляющей части человечества рождение детей приходится на самый активный период жизни — от 20 до 40 лет.

Для процесса усыновления законодательные правила многих стран нормативно регламентируют эту природную закономерность: в Италии разница в возрасте между усыновляемым ребенком и усыновителями не должна превышать 45 лет, в ФРГ — 40 лет. Белорусские законодатели, уповая на здравый смысл и общечеловеческую логику, не позаботились о нормативной фиксации этого вопроса. Кодекс о браке и семье Республики Беларусь предусматривает сегодня только нижнюю границу разницы в возрасте между ребенком и усыновителем: не менее 16 лет. То есть усыновить 10-летнего мальчика может лицо не моложе 26 лет, а удочерить 5-летнюю девочку можно, если тебе не меньше 21 года. Предел высшей возрастной границы не установлен: в принципе 70-летние бабушки-дедушки при соблюдении некоторых правовых параметров (материальная обеспеченность, сохранность здоровья, отсутствие судимости) могут претендовать на усыновление ребенка в возрасте от рождения до 18 лет.

Когда возникает проблема, требующая решения и помощи извне, приходится выслушивать мнение специалистов. Но умеем ли мы слышать, что говорят нам люди, каждодневно занимающиеся решением однотипных проблем? Увы и ах! Народная мудрость не зря гласит: “Каждый знает, как учить, лечить и строить”. Зачастую объективная целесообразность подхода к ситуации вступает в противоречие с личной позицией человека: “Я хочу! Я так решил! Я лучше знаю!”. И не каждый прислушивается к разумным доводам вопреки своим желаниям.

Типична ситуация: детей у супругов нет, брак стабильный, семья материально благополучна и самодостаточна, с позитивным социальным статусом. Одно только “но”: мои года, мое богатство... Супругам хорошо за 40. И не в сумме, а каждому из них. Желание усыновить ребенка крепкое, обдуманное. Вот только усыновить хотелось бы “совсем маленького ребеночка”. Запрограммировав себя на то, что у них сейчас должен появиться маленький ребенок, супруги не задумываются о том, что будет потом. А ведь люди их возраста готовятся стать бабушками и дедушками или уже нянчат внуков...

Доводы будущих пап и мам, на их взгляд, разумны: “Мы помогали своим племянникам, у них дети такого же возраста, и все было хорошо”. А в каком объеме была эта “помощь”: пару часов в неделю, когда родителям нужно было куда-то сбегать, что-то сделать? После усыновления малыш будет в вашей семье постоянно. Вас ожидает жизнь по режиму ребенка, необходимость встать к нему несколько раз ночью, а если учесть, что дети этого возраста часто болеют, то и вовсе бессонные ночи. Как отреагирует на такие нагрузки ваш организм? Даже если вы в свое время растили собственных детей — в то время были молоды и полны физических сил!
Предположим, вы выдержали период младенчества и  вот уж ваш ребенок идет в детское учреждение. Кроме взрослых ваше дитя будут окружать другие дети. А они наблюдательны. И не очень удивляйтесь и возмущайтесь, если они скажут вашему сыну или дочери: “Пришли твои бабушка и дедушка!” Не осуждайте детей. У них-то мама и папа молодые, а в вас они увидели сходство со своими  бабушками и дедушками.

Но и это вы пережили. Вроде все замечательно. Годы идут. Вашему ребенку 10—13 лет, а вам в районе 55! Возможно, вы выглядите лучше своих сверстников, да и здоровье не подводит, но это уже пенсионный возраст. Да, к вам хорошо относится начальство, все понимают, что вам нужны средства, чтобы вырастить и выучить ваше чадо... Но вы в возрасте, по достижении которого женщины выходят на пенсию. На ваше рабочее место претендуют молодые, у которых тоже семья и дети, которых надо растить и учить. И они имеют право на труд, хотят и могут  трудиться.

Бегут годы. Уже и муж  достиг пенсионного возраста. Дополнительный заработок  (вам несказанно повезло: вы с мужем подрабатываете, находясь на заслуженном отдыхе) не так высок, как хотелось бы. Да и физически это очень тяжело. А материальных затрат все больше и больше. Сын или дочь готовится к поступлению в учебное заведение. Растут запросы вашего ребенка: мода дорого обходится родительскому кошельку! Юноше или девушке хочется выглядеть не хуже своих сверстников. И пусть согласно известной поговорке провожают по уму, но встречают-то по одежке! А у вас не хватает средств. И не потому, что вы не хотите, а потому что уже не можете ничего изменить.

Наконец наступает момент, когда в глубине души вы понимаете, как правы были те люди, которые предлагали вам при усыновлении обратить свое внимание на ребенка постарше. Ведь любить можно любого ребенка: беззащитного новорожденного, любопытного пятилетнего, вездесущего первоклассника, горделиво-самодостаточного и от этого еще более беззащитного подростка... Каждому ребенку, вне зависимости от возраста, нужны родители и определенный возрастными потребностями объем родительской помощи и участия.

Специалистам, работающим в сфере усыновления, непонятно, почему усыновители “пикантного возраста” так яро претендуют на усыновление “совсем маленького ребеночка”?  Разве правильно, когда по выходе из декретного отпуска впору оформляться на заслуженный отдых?

Усыновление — это на всю жизнь, это навсегда. Гораздо разумнее перед таким важным и судьбоносным решением, как усыновление, серьезно подумать о завтрашнем дне: мы — катастрофически стареем, а дети — растут.

Когда мы работаем с “возрастной” супружеской парой, всегда предлагаем поинтересоваться детьми постарше. Кстати, сведений о детях в возрасте от 7 до 17 лет, подлежащих усыновлению, в нашем банке данных большинство. Дети этой возрастной категории практически не выбираются на усыновление. И если трех-четырехлетние малыши первое время еще надеются, что за ними придут “мама и папа”, то постепенно эта надежда угасает. А ведь у “возрастной” пары велика способность поделиться жизненным опытом с ребенком — старшим дошкольником или даже подростком, взять сына-дочку за руку и повести в парк, рассказывая интересные истории, сходить в поход, съездить к морю... А вот способность адекватно реагировать на растущие у младенца  зубки видится с трудом.
Радует, что в обществе изменились взгляды на усыновление, и многие сироты обрели любящих родителей: только за первый квартал 2008 года 130 детей переданы в семьи усыновителей!. Однако перед усыновлением хорошо бы подумать не столько о том, чем вас может порадовать усыновленный ребенок, но и о том, что вы можете ему дать.


Анна ГАВРЕВА,
старший инспектор по охране детства Национального центра усыновления

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter