Добытчики «полесского угля»

Единственный в Гомельской области торфобрикетный завод работает в поселке Червоное. Полвека Житковичский торфобрикетный снабжает качественным местным топливом население, промышленные предприятия и энергетический комплекс юго-востока страны. На месторождениях в Гомельской и Минской областях работники ТБЗ ежегодно добывают порядка 140 тысяч тонн торфа, перерабатывая его в брикеты, и на 100 процентов обеспечивают ценным энергоресурсом своих постоянных потребителей.



Житковичскому торфобрикетному в этом году — 50 лет.
Самая длинная узкоколейная железная дорога в стране ведет из поселка Червоное Житковичского района в соседнюю Солигорщину, к торфяному месторождению «Булев мох». Тепловоз ежедневно тянет на производственную площадку два голубых вагона со старателями через километры выработанных болот, затопленных, заросших травой и кустарником. Остановка среди черных барханов — точнее, это торфяные склады, которые здесь называют караванами. Процесс добычи разделен на этапы: сначала идет осушение и выкорчевка территории, потом «полесский уголь» снимают слоями и переворачивают для сушки на солнце, затем складируют и в течение года вагонами доставляют на завод. Заготовительный сезон длится с мая по октябрь, главное условие — отсутствие дождей, рассказывает передовик производства машинист по добыче и переработке фрезированного торфа Валерий Северин:

— Торф сохнет сутки-двое. Собираю его после валкования на тракторе в бункер. За смену — тонн 500. Каждый солнечный день на счету. Перевыполнил план — получил премию. Поэтому никто не простаивает. Нет дождя — все на заготовку сырья.

Валерий Северин.

Перед тем как отправиться на завод в Червоное, фрезерный торф тестируют в лаборатории на сухость и зольность. Только потом в сердце предприятия черные горы превращаются в ценные слитки для получения тепла и энергии. В день заводчане перерабатывают 600 тонн торфа — на выходе 300 тонн торфобрикета.

— Мы работаем в четыре смены без остановки (так экономически выгоднее) по классической отечественной технологии, когда сырье подсушивают в пневмогазовой сушилке. Такой подход позволяет получить самый прочный и энергоемкий торфобрикет в стране, — поясняет начальник брикетного цеха Вячеслав Макаревич.

В списке надежных покупателей ТБЗ филиал «Речицкие электрические сети» РУП «Гомельэнерго», КУП «Гомель-облтопливо» и цементные заводы Могилевской области. Небольшой процент продукции уходит на экспорт в Украину. Сегодня перед предприятием стоят непростые планы по смене сырьевой площадки, заглядывает в будущее директор ОАО «Житковичский ТБЗ» Сергей Тоболич:

— В рамках программы комплексной модернизации торфяных производств на 2021—2025 годы мы проведем ряд мероприятий по развитию сырьевой базы и модернизации производства. На старом месторождении «Булев мох» в Минской области планируем продолжать добычи на протяжении еще 5–6 лет. Новая площадка «Замошье» выделена в Житковичском районе, начата ее разработка. Там запасов хватит еще на полвека. Единственная проблема — отсутствие железнодорожного соединения. Пока мы доставляем торф автотранспортом, однако при закрытии выработанного объекта техника и узкоколейка должны быть перекинуты на «Замошье». Это недешевый проект, его надо досконально проработать. Из имеющихся плюсов — наличие профильной техники, которая постоянно обновляется, и, конечно, профессиональный сплоченный коллектив. Люди — это наше главное богатство.

Сергей Тоболич.

Отдельное внимание на предприятии уделяется рекультивации земель выработанных торфяных месторождений. Здесь используется метод повторного заболачивания, или ренатурализация. В течение 5—10 лет формируется относительно устойчивый, приближенный к естественному состоянию экотип болот с условиями для обитания животных.

 galkovsky@sb.by

УНП 400050005
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter