Пикап-зоны, искусственные препятствия и запирающие устройства — в ГАИ рассказали, как дороги в школы к 1 сентября станут еще безопаснее

Добрый навигатор для первоклассника

До начала занятий в школах остались считаные дни. Задача номер один — сделать все возможное, чтобы дороги к знаниям были безопасными. Инспекторы ГАИ внимательно обследуют прилегающие к образовательным учреждениям территории. Перед началом занятий каждый светофор и «лежачий полицейский» должны быть на своих местах. Параллельно проверяют соблюдение правил парковки возле учебных заведений, наличие заборов и заграждений у въездов на территорию школ. Корреспондент «Р» узнала, какие новые методы организации безопасного движения применяются у нас в стране.

Создание безопасных условий для перехода дороги около школ находится под особым контролем ГАИ.

Дежурства продлятся месяц

Раньше школы всегда располагались в пешей доступности, поэтому проблема с подвозом детей так остро не стояла. С появлением гимназий ребят на занятия стали привозить из самых разных районов города. Чаще всего — на личном транспорте. И здесь возник вопрос с подъездами и остановками. 

Условно родители делятся на две категории. Одни останавливаются на пару минут, высаживают ребенка, и он самостоятельно бежит в класс. Чаще так поступают родители учащихся средних и старших классов. Другие же оставляют авто на несколько минут и за руку ведут ребенка в школу. В основном это родители младшеклассников. Но настоящий хаос наступает за 5—10 минут до начала занятий. Опаздывающие родители останавливаются даже во второй полосе. Детский десант высаживается прямо на проезжую часть и мчится сломя голову на уроки, чтобы не опоздать. По сторонам смотрят далеко не все…

Для безопасности детей с 1 сентября в течение месяца экипажи ГАИ будут дежурить около школ, наиболее проблемных с точки зрения интенсивности движения. В основном это школы с большим количеством учащихся, расположенные на дворовой территории. Каждый родитель хочет подвезти своего ребенка максимально близко ко входу, а дворовой проезд узкий… Одни подъезжают, другие сдают задним ходом... Одним словом, около таких школ по утрам всегда царит неразбериха. 

Для безопасности детей с 1 сентября в течение месяца экипажи ГАИ будут дежурить около школ.

— Сегодня создание безопасных условий для перехода дороги вблизи учреждений образования находится под особым контролем ГАИ, — берет слово заместитель начальника управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Андрей Зырянов. — У нас есть перечень проблемных школ, по каждой ситуации работаем индивидуально. Я посетил практически все эти школы. И возле каждой есть возможность оставить автомобиль. Что мешает приехать на десять минут раньше, припарковаться, взять ребенка за руку и пройти эти 200—300 метров пешком? Тем более почти везде такие дворы обозначены знаком «Въезд запрещен», и родители нарушают правила. Получается парадокс. Родители негодуют по поводу столпотворения машин у школ, которое сами же и создают.

Большие перемены

Один из самых значительных проектов реализован возле столичной гимназии № 16 на улице Леси Украинки. Это большое учебное заведение с двумя корпусами, которые разделяют жилые дома: в одном находится младшая школа, в другом — средняя и старшая. Перед началом уроков машин здесь собирается знатно! Школьников стараются высадить поближе к воротам. Для удобства учеников и родителей возле гимназии соорудили накладные борта и знаки. На проезжей части, где раньше всегда «на минуточку» парковались машины, бордюром выделили островок: теперь оставить здесь авто не получится. Там, где проезжая часть расходится, в две стороны нанесли разметку, запрещающую стоянку. Не исключено, что вскоре сюда добавится инженерная конструкция, которая предотвращает заезд и остановку авто на этом участке.

Для удобства учеников и родителей возле гимназии соорудили накладные борта и знаки.

— Мы сделали накладные островки безопасности, чтобы улучшить обзорность дороги на пешеходном переходе. Да, на два-три машино-места стало меньше, но обзорность дороги увеличилась в разы! А это самое главное,старший инженер по организации дорожного движения ОГАИ Центрального РУВД Минска Виталий Сауц показывает на месте, что удалось реализовать. — Многие водители оставляли автомобили на въезде в школу, из-за этого обслуживающий транспорт не мог ни мусор вывезти, ни продукты подвезти. Сейчас мы искусственно заузили проезжую часть. Там, где нельзя парковаться, нанесли разметку. Траекторию движения на этом участке сделали извилистой, чтобы водители не парковались и проезжали его на небольшой скорости. Риск, что ребенок может попасть под колеса проезжающего транспорта, сводится к минимуму.

Родители старшеклассников могут и вовсе не заезжать в местный проезд, а останавливаться в так называемой пикап-зоне. Это место, где родители высаживают своих детей в непосредственной близости от школы, не создавая при этом помех другим участникам дорожного движения. Пикап-зона на улице Леси Украинки находится до поворота в местный проезд и прилегает к гимназии, но только с другой ее стороны. Там тоже есть вход для пешеходов.

На проезжей части, где раньше всегда «на минуточку» парковались машины, бордюром выделили островок: теперь оставить здесь авто не получится. 

Аналогичные пикап-зоны созданы возле гимназии № 34 по улице Азизова и гимназии № 24 по улице Интернациональной. Автомобилисты заезжают в карман, высаживают пассажиров и двигаются дальше. Припарковать свой автомобиль в этом месте невозможно, так как позади по полосе движется поток машин. Виталий Сауц отметил, что благодаря этому решению движение транспорта возле гимназий теперь более упорядоченное, а заторов меньше, следовательно, путь детей в школу стал безопаснее. 

— Нехватка машино-мест, парковка в непосредственной близости от пешеходных переходов и на треугольниках видимости, — перечислил основные вызовы Андрей Зырянов. — К тому же осенью погодные условия станут хуже. Световой день сократится, плюс дождь и туман… Все это осложнит дорожную обстановку, поэтому ребенка до 12 лет нужно провести в школу по заранее продуманному безопасному маршруту. Постарайтесь составить его таким образом, чтобы на пути было как можно меньше участков, где необходимо пересекать проезжую часть. Обратите внимание на наиболее опасные места. 

Мысли на перспективу

Не первый год на республиканском уровне обсуждался вопрос установки приборов фиксации средней скорости. Пилотная зона, где этот проект реализуется, организована на улице Ольшевского, возле средней школы № 128. Система отмечает не только превышение скорости в определенный момент, но и превышение средней скорости движения на определенном участке. Говоря простыми словами, пройденное расстояние делится на время, за которое автомобиль его преодолел. Время зафиксируют камеры. Нарушителей будут наказывать рублем. Если пилотный проект на улице Ольшевского себя хорошо зарекомендует, то его могут внедрить и около других учебных заведений города.

Новинок по организации дорожного движения около школ полно! Запрещающие знаки, полусферы, невысокие заборчики, делиниаторы… Вблизи некоторых учебных заведений по согласованию с администрацией школ появились пластиковые столбики, которые не позволяют парковаться в неположенном месте. Новинки можно увидеть на улицах Кольцова и Скрыганова. Это также пилотный проект. Если новые технические средства организации дорожного движения вблизи школ хорошо себя покажут, то практику их внедрения распространят на другие учебные заведения. Еще одно преимущество пластиковых столбиков в том, что их установка обходится городу дешевле, чем, например, накладные борта. К тому же они быстро и легко монтируются.

Некоторые горожане просили установить во 2-м Велосипедном переулке на участке, где расположены СШ № 164 и СШ № 152, дорожные знаки «Остановка запрещена». Водители часто бросали здесь машины, парализуя встречный разъезд. Из-за припаркованного транспорта было плохо видно тех, кто идет по зебре. В феврале в переулке произошел наезд на ребенка, переходившего дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. Чтобы обезопасить детей, к новому учебному году на этом участке дороги появилось семь знаков «Остановка запрещена». Контроль также осуществляется в автоматическом режиме с помощью аппаратно-программного комплекса «ПаркРайт». За соблюдением водителями ПДД периодически следят инспекторы ДПС.

Также в ГАИ поступали обращения по поводу нарушений правил остановки и стоянки возле пешеходного перехода на улице Солнечной. Неподалеку расположены СШ № 54 и начальная школа № 29, поэтому детей здесь полно. Было решено конструктивно сузить проезжую часть вблизи зебры, чтобы автомобилисты не парковались с нарушением ПДД и обзорность дороги улучшилась. 

В городе делается все для того, чтобы дорога для водителей и пешеходов была более комфортной и безопасной.

Водители наверняка обратили внимание на то, как на перекрестке улиц Гинтовта и Городецкой изменилась схема движения. Здесь за счет разметки и установки на светофорах дополнительных секций выделили левые повороты, а для пешеходов оборудовали островок безопасности. А ведь там, где установлены светофоры, меньше вероятность стать участником ДТП. Дополнительные светофоры заработали на пересечении улиц Калиновского и Славинского, вблизи пешеходных переходов напротив дома № 17 на улице Острошицкой, а также в районе дома № 4 на улице Ф. Скорины. По пути следования учеников к специальной общеобразовательной школе № 14 для детей с нарушением слуха на улице Короленко появились информационные щиты «Внимание! Движение детей с нарушением слуха!».

В городе делается все для того, чтобы дорога для водителей и пешеходов была более комфортной и безопасной. Но многое зависит от самих участников движения. Если правила не соблюдать, то и полной безопасности не будет. В цивилизованном обществе дорога предназначена для движения, а не для парковки. И потом, есть масса мер, благодаря которым стоянку не смогут занять те, для кого она не предназначена. Шлагбаумы, карточки, патруль утром и вечером… Чтобы ничего не изобретать, можно просто посмотреть, как это сделано в других странах.

Андрей Зырянов считает, что нам может быть интересен опыт скандинавских стран, которые во всем мире признаются эталоном организации городского движения:

— В частности, речь идет о Швеции, а также о Германии. Сужение проезжей части, искусственные неровности… Все это зарубежный опыт, который мы где-то подсмотрели и со временем внедрили у себя. 

Машинам вблизи школ делать нечего. А если надо ребенка привезти на автомобиле, то вот, пожалуйста, пикап-зоны.

— Дети на дорогах погибать не должны. Сегодня организация движения около строящихся школ учитывается на этапе проектирования. В нашем районе 1 сентября открывается новая средняя школа № 52. Мы заранее изучили основные потоки движения учащихся, продумали для них безопасные маршруты, — приводит конкретный пример начальник ОГАИ Фрунзенского РУВД Минска Андрей Шуканов. — Возле школы установили декоративные ограждения, которые препятствуют выходу детей на дорогу вне пешеходных переходов. Проезжую часть кое-где искусственно сузили, чтобы водители не парковались в неположенных местах. Это позволит ребенку и водителю заметить друг друга издалека. По краю искусственного сужения установили столбики, препятствующие заезду на них автомобилей.

На безопасности экономить нельзя. И город не экономит. К новому учебному году вблизи выходов из школ и детских садов установлены инфраструктурные элементы, в частности турникетные ограждения, которые предотвращают внезапный выход на проезжую часть детей-пешеходов. Чтобы привлечь внимание водителей, на дорожное полотно нанесена разметка ШКОЛА и знаки в специальной окантовке, для принудительного снижения скорости созданы искусственные неровности и сужения проезжей части. Для удобства родителей у школ построены гостевые парковки и площадки посадки-высадки детей-пассажиров. Результат совместной работы ГАИ и дорожных служб горожане смогут оценить 1 сентября, когда школьники пойдут на занятия.

gorbatenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter