Добрый день

О благотворительности

Наверное, немногие знают, что сегодня — праздник. День спонтанного проявления доброты. К этой инициативе международных благотворительных организаций мир еще только привыкает. Предполагается, что в этот день все люди будут не просто добрыми, а добрыми просто так, без всякой корысти. И непременно получат от этого удовольствие!


«На нашей улице есть социальный приют. Я часто прихожу туда, разговариваю с детьми, дарю им игрушки, книги, помогаю, чем могу. Я ведь сам детдомовский. Фашисты уничтожили всю мою семью, и я с 1941 по 1949 год воспитывался в детском доме», — написал в редакцию Григорий Давыдович Глухов из Молодечно. Никто, конечно, не просит его покупать на свою скромную пенсию игрушки и книги чужим детям. А он покупает. Просто так, по доброте душевной.


А вот другой наш читатель, В.Капаев из Могилевской области, считает эту самую доброту совершенно излишней и даже вредной. «Посмотрите на жалких попрошаек–старушек, сидящих у церкви. Думаете, они действительно голодные? Черта с два! Я уверен, что каждая просящая получает пенсию. А половина из них будут вечером продавать сигареты возле универсама. Так чего их жалеть, проявлять доброту? Это делают только бесхарактерные люди».


Эта чаша весов — противоположное отношение людей к бескорыстной доброте — колеблется, перевешивая то в одну, то в другую сторону, не одну сотню лет. Хотя и учит Священное Писание: «Уклонись от зла и сотвори благо», хотя и утверждают философы, что добро воспитывает и возвеличивает, а равнодушие унижает человека. Хотя и призывают нас: «Спешите делать добро» — не все спешат...


Во многих странах благотворительностью занимается до 80 процентов населения. Причем с самого раннего возраста. Это поощряется государством, одобряется обществом. У нас статистики добрых дел не ведется. А благотворительность имеет свои особенности. Массовой она пока не стала. Эксперты считают, что причины надо искать в историческом прошлом, когда единственным благотворителем было государство. И, быть может, еще в недостаточной религиозности общества. Именно религиозные убеждения часто являются стимулом творить добро. Нередко проявляется и еще одна черта нашей благотворительности — стремление ее афишировать. Это свойственно и иным общественным организациям, особенно коммерческим. В последние годы у нас появилось понятие СОБ — социальная ответственность бизнеса. Изначально это инициатива ООН. А ее подчас, к сожалению, превращают в заурядный инструмент маркетинга. За добрые дела бизнес–структурам присуждают вознаграждение — дипломы на профессиональном конкурсе по маркетингу. С трансляцией по ТВ и фото в прессе... Но ведь еще со времен средневековья добрые дела совершали скромно, не выпячивая свою добродетель. Члены итальянского Ордена Милосердия ухаживали за больными и немощными, облачась в балахоны, чтобы их никто не мог узнать. Не афишировали свои добрые дела и знаменитые филантропы.


К счастью, потребность в доброте и добрых делах — просто так, без всякой корысти и не ради наград есть, я уверена, у большинства из нас. Независимо от состояния и форм благотворительности в обществе. Волонтеры–студенты уже много лет помогают Белорусскому детскому хоспису. Вообще больным детям, инвалидам, сиротам, всем, кто нуждается в помощи, помогают и артисты, и телеведущие, и спортсмены, а главное — обычные и далеко не самые состоятельные люди. Такие же пенсионеры, как Григорий Давыдович Глухов. Не задавая себе вопросов, зачем это делают. Просто иначе не могут.


Ну а сегодня, в День спонтанного проявления доброты, каждый может стать добрым. Пусть на один день. Ведь сделать доброе дело даже раз в жизни может каждый. И это может понравиться. Да так, что не захочется бросать это занятие — добрые дела...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter