Добрый человек из режиссуры

Известному кинорежиссеру Игорю Добролюбову исполнилось 75 лет...

Известному кинорежиссеру Игорю Добролюбову исполнилось 75 лет. Тесным кинематографическим кружком друзья и коллеги мэтра собрались поздравить Игоря Михайловича в столичном музее кино. Деятели искусств по–семейному расположились в смотровом зале напротив киноэкрана и праздничного стола с пирогом–шарлоткой, любовно испеченным супругой Добролюбова — Нелли Ивановной. На юбилее было все: и горячие соратницы Добролюбова, растворившиеся в его творчестве, до конца верящие в исцеляющую магию кино; с полагающей случаю поздравительной речью выступали студенты–режиссеры: «Игорь Михайлович, вы наш зубр...»; с песнями из кинофильмов Добролюбова пришли актеры, кинооператоры и летописцы, сбиваясь от чересчур трепетного отношения к происходящему, называли Добролюбова «крестным отцом в профессии»... Не было на празднике только юбиляра: Игорь Михайлович тяжко болен, не покидает пределов квартиры... «Все, что сегодня происходит в этом зале, мы запишем на пленку, покажем Добролюбову, и тогда он встанет и пойдет снимать свой новый фильм «Желтый песочек» по Быкову. Игорь Михайлович нам обещал!» Эту гипнотическую фразу несколько раз за вечер произносила Ирина Коляда, куратор и ведущая юбилея. После таких ее слов незримое присутствие режиссера ощущал каждый оратор и, выступая, обращался к камере с такой любовью и трепетом, будто перед ним не штатив, а сам мэтр, Игорь Михайлович Добролюбов.


Признаться, форма юбилея без юбиляра показалась мне вполне кинематографичной. В душе я даже завидовала Игорю Михайловичу, улыбка которого висела в воздухе на протяжении всей «вечеринки». Оказаться по ту сторону экрана, где за нами наблюдал «тонкач», «инженер душ человеческих», автор народного фильма «Белые Росы» — Добролюбов, — это особое счастье. Ведь режиссерское наследие представляет собой ценность, независимую от присутствующих на его празднике гостей. К слову, сыновья Игоря Михайловича — Алеша и Миша — на юбилее не присутствовали. «Алеша в Пекине, а Миша в Нью–Йорке», — объяснила Нелли Ивановна. Уже седые «киношники», друзья Добролюбова, понимающе кивали головами. И как–то у меня на душе спокойнее стало: молодежь, как ей и положено, странствует, ищет себя, пытая счастья на других континентах... Старики тем временем предаются воспоминаниям в формате «первый тайм мы уже отыграли...» Гостям к просмотру был предложен фильм Дмитрия Михтеева «Игорь Добролюбов с друзьями», где герой ленты — Игорь Михайлович — признается в бесконечном уважении к своей судьбе, приведшей его во ВГИК, в мастерскую Ромма. Добролюбов с горечью констатирует отсутствие преемственности поколений в нашей кинематографической среде. Впрочем, в ней, в среде, можно с горечью констатировать многое... Собственно, виртуозно об этом пишет он и в своей книге «Осколки памяти», где с юмором вспоминает о самых нелепых поворотах на своем тернистом, но в целом счастливом режиссерском пути. Как и многие «зубры», Игорь Михайлович любит и охотно рассказывает кинематографические байки. Всякий раз с гордостью вспоминает, КАКИЕ актеры снимались в его лентах: Всеволод Санаев, Олег Даль, Николай Караченцов, Маргарита Терехова, Галина Польских, Галина Макарова, Стефания Станюта, Геннадий Гарбук. А в юбилейном фильме Михтеева актеры вспоминают работу с Добролюбовым, и каждый, без преувеличения, каждый из них называет Игоря Михайловича «интеллигентным добрым человеком». А сам юбиляр, словно разрывая пленку документального фильма о себе, кричит в кадр: «Дима! В моем каждом фильме присутствует тема сиротства. Не–о–соз–нанно!»


Я задумалась. В самом деле, трагическое присутствие темы сиротства в фильмах Добролюбова — скорее бессознательная встреча автора с детскими травмами. Но что удивительно, ведь именно это военное поколение «подранков» — птенцов с подбитым крылом, выброшенных войной из своих гнезд, впоследствии сделало имя и славу белорусскому кино. Для Добролюбова, Пташука, Турова война была не просто темой, личной драмой или художественным образом, она стала вместилищем их нравственных переживаний и эстетических поисков. Снимая свою каждую новую картину, они словно отрубали голову у этой безумной Медузы Горгоны под названием война, но через некоторое время голова вырастала вновь. Слишком много боли помнило их детское сердце во время войны, слишком о многом хотелось сказать — совместно с Быковым («Знак беды»), Геннадием Шпаликовым («Я родом из детства»), Алесем Адамовичем («Война под крышами»). И получалось сказать так, что даже в пресыщенной Европе, успешно пережившей к тому времени «новую волну», наш кинематограф оказался замечен. Скажем, Добролюбову за картину «Иван Макарович» был присужден приз Венецианского фестиваля «Серебряная Минерва». Кроме крепкой режиссуры, в этой картине, наверное, есть невозможное — поэзия, сотканная из воздуха черно–белого дня... Многие считают главным фильмом Добролюбова «Белые Росы»... С ними, например, категорически не согласен кинорежиссер Валерий Рыбарев: важнейшей картиной белорусского кинематографа он считает добролюбовский фильм «Иван Макарович». Действительно, «Белыми Росами» сегодня даже водку называют, не только улицу в Гродно или продуктовый магазин — понять и принять этот фильм способен каждый. Но вот судить о том, как раздвигается кинематографическое пространство в «Иване Макаровиче», — здесь нужен взгляд профессионала или киногурмана, коим Рыбарева, безусловно, стоит числить.


По воле горького рока «подранки» от кинематографа в полной мере оправдали свое прозвище. Ушел Туров, погиб на взлете трудоголик Михаил Пташук, увы, пока не снимает Добролюбов... Как будто не успевают они сказать нам что–то главное о дне сегодняшнем, какая–то неведомая сила, рок, если хотите, им препятствует. Ужасно не хочется, чтобы идея, по сути, трагического и безысходного фильма Добролюбова «Эпилог», сценарий которого был написан в соавторстве с Иваном Шамякиным, стал пророческим... Вместе с гостями и коллегами мастера мы присоединяемся к поздравлениям юбиляру, с пожеланиями скорейшего ему выздоровления. Творчество молодых наших кинематографистов уж слишком часто производит горестное ощущение утраты основ профессии, я бы даже сказала ее азов: как будто до откровенно халтурного фильма Кудиненко «Розыгрыш» не было светлой картины Добролюбова «Расписание на послезавтра». А режиссер Сергей Сычев, автор новой картины «Пока мы живы», будто не имеет представления о ленте своего тезки Снежкина «ЧП районного масштаба»... Важнейшие темы в новоделе подаются схематично и вразброс — постмодернизм вроде терпит любую небрежность. Только почему не позволяли себе мелкотемья ученики Ромма — от Шукшина и Добролюбова до Соловьева?.. Ответ на этот вопрос знает Игорь Михайлович. Даст Бог, прервет творческое молчание.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter