Добрые снаружи, хитрые внутри

Белорусская экономика интересует сегодня многих иностранных финансистов...

Деловой туризм в этом году явно пойдет в гору. Год только начался, а Минск уже посетили несколько крупных делегаций. Причем с экономикой республики прилетели лично знакомиться звезды первой величины европейского финансового мира. Такое внимание радует. Как говорил Евгений Онегин, «уважать себя заставили». Прежде всего, открытостью и неоспоримыми достижениями в развитии различных промышленных отраслей.

Внимание маститых коммерсантов — лишнее доказательство сбалансированной и стабильной экономической ситуации в стране даже при хаосе мирового кризиса. Но и обольщаться полностью тоже не стоит. Зарубежные инвестиции — палка о двух концах, у которой необходимо найти точку равновесия. Если один край перевесит, то другим может больно ударить. Привлечение иностранного капитала — данность, без которой нельзя сегодня обойтись. Но далеко не все деньги одинаково полезны для национальной экономики.

Вопрос о заключенных контрактах — самый обсуждаемый после посещения иностранных бизнесменов на брифингах. Интересоваться деловыми отношениями в такой плоскости как минимум  наивно. Когда речь идет об инвестировании миллионов долларов, решения за несколько часов не принимаются. Такие контракты готовят десятки профессиональных экспертов, выверяют каждую букву и запятую, тратят на этот процесс несколько недель… Торжественное подписание директорами контрактов под вспышки фотокамер — всего лишь кульминация долгой и кропотливой подготовки этого момента. Дружба Беларуси с крупным западным капиталом только начинается. Но хороший старт — уже большой результат. Однако впереди еще много раундов переговоров.

Любая коммерческая сделка — это компромисс двух противоположных интересов. К примеру, когда  мы покупаем яблоки на рынке, то пытаемся «сбить» цену, а продавец всеми силами расхваливает товар, пытаясь «содрать» побольше. Эффект собственной рубашки, которая ближе к телу. В привлечении инвесторов действует тот же алгоритм торга. Только предметом являются деньги. В остальном —  особой разницы нет. 

Понятное дело, что владельцы капиталов мечтают «протолкнуть» все свои требования. Как истинные дипломаты свои чаяния они выражают крайне корректно, иногда завуалированно, но прозрачно и весьма конкретно.

Белорусская экономика интересует сегодня многих иностранных финансистов. Почин положили инвесторы из стран Ближнего Востока и азиатского региона, сейчас его подхватили европейцы. И что интересно: свои предварительные предложения делают страны с совершенно различными приоритетами на мировом рынке, но в нашей стране всех интересуют энергетика и сельское хозяйство. Также большие надежды многие инвесторы возлагают и на грядущую приватизацию белорусских крупных промышленных предприятий.

Самое интересное, что именно при разгосударствлении объектов иностранцы обычно и готовы приобретать активы. Другими словами, скупать готовые предприятия. Сделка заманчивая, особенно в кризисных условиях. Количество стабильно работающих производств в мире стремительно сокращается. Притормаживают производство, а то и вообще останавливаются такие гиганты, как Toyota — непоколебимый лидер автопрома уже не одно десятилетие. Рынки сбыта по многим товарным позиция «сдуваются». Почему же столь великий интерес проснулся к отечественной промышленности во время кризиса? Неужели эксперты ошибаются, когда говорят: нынешний год не самый лучший момент для привлечения инвестора?! Да нет, правду говорят. Только это утверждение справедливо скорее для стран Евросоюза, чем для нашей республики.

Факторов, которые приманивают инвестора, множество: политическая стабильность, качественная инфраструктура и наличие квалифицированного персонала, отсутствие административных барьеров… Сегодня эти характеристики лишились решающего голоса. На вершине инвестиционного Олимпа правит бал наличие рынков сбыта. А они у белорусских предприятий есть. И огромные. Да, в результате неплатежеспособности ряда контрагентов из стран СНГ в конце прошлого года несколько сократилось поступление валютной выручки, снизились объемы экспорта. В другое время такое падение показателей назвали бы катастрофой, но сегодня — это большой успех на фоне «стоящей» промышленности у соседей. Действительно, платежеспособный спрос в России — стратегического партнера — снизился. Но не упал же до нуля. И рано или поздно он восстановится.

Этот год — беспрецедентный для завоевания новых рынков. Например, в сегменте машиностроения. Пока российские производители борются с кризисом ликвидности и лихорадкой фондовых рынков, ворота для формирования товаропроводящей сети открыты. Европейцев российский потребитель даже очень интересует. Но если вчера вход на этот рынок стоил сотни миллионов долларов, то сегодня цена вопроса намного скромнее. Конкуренция-то снизилась. Если учесть, что у белорусских машиностроителей в РФ есть свои неплохие ТПС, десятки дилеров, сервисных центров, то такие предприятия становятся желанным приобретением. Да, технологии на наших заводах несколько уступают европейским. Но важно завоевать себе место под солнцем, а потом можно уже совершенствовать и продукцию, и производство. Главным фактором становится время. Можно построить в Беларуси современное  предприятие, используя передовой опыт. Но на это уйдет минимум года два. Кризис уже закончится, и проект потеряет свой первоначальный смысл. Поэтому и стремятся сегодня наши предприятия именно приобретать.

Белорусские энергетика и сельское хозяйство — отличные отрасли для вложений. Они поддерживаются государством, значит, пропадает львиная доля инвестиционных рисков, существенно возросших в последние месяцы. Деньги-то в Европе есть, и немалые. Как минимум около 300 млрд. евро заморожено на счетах, лежат мертвым грузом, доход не приносят… Но вкладывать их боязно: просчитать вероятность потерь практически невозможно. Гарантии немалого количества правительств тоже не вызывают доверия. Если только внешний долг США достиг 10 трлн. долларов, то кто поверит в платежеспособность бюджета страны? Погашение задолженности за счет эмиссии — мало радости. Девальвированный доллар и ценится соответственно.

У  белорусского правительства позиции стабильные. Сказки про дефолт аналитики могут рассказывать обывателям, но не финансистам. Конечно, внешний долг вырос за последние полгода, но находится в пределах нормы по международным стандартам. Гарантии государства по возврату  вкладов населения и по некоторым кредитам субъектов хозяйствования тоже имеются — потенциальные пассивы. Зато и активы внушительные: целый ряд промышленных и других объектов. На банковском языке — ликвидный залог.

Думаю, продовольственная безопасность станет основной темой в ближайшее время. Европейские фермеры переживают кризис с трудом. И инвестиции в крупное белорусское аграрное производство, доказавшее свою жизнеспособность, — гарантия европейцам куска хлеба с маслом.

С энергетикой несколько другая история. Судя по официальным заявлениям потенциальных иностранных инвесторов, в этой отрасли их интересует кредитование. И не простое, а связанное или товарное. Говоря проще, в долг дают не деньги, а оборудование и услуги, и таким образом не только надежно пристраивают свои капиталы, но и поддерживают собственного производителя.

Желания инвесторов понятны. Остается теперь определиться с выгодами для белорусской экономики. Оценка эффективности инвестиций для национальных интересов — задача достаточно сложная. Не каждый иностранный капитал одинаково полезен. За примерами далеко ходить не надо. Долго Исландию приводили в пример как государство, стремительно привлекающее иностранные средства. Но чуть грянул гром, деньги улетучились из страны. И экономика «легла» в считаные дни. Значит, чуть-чуть неправильно взвесили в Рейкьявике все «за» и «против» импортной инвестиционной экспансии. Впрочем, у Беларуси в этом отношении достаточно выгодная переговорная позиция. Ряд важных для инвесторов факторов (уникальных для мировой экономики) имеются. Денег в мире сегодня намного больше, чем приемлемых коммерческих проектов. Значит, мы имеем возможность выбирать. Главное — оперативно воспользоваться моментом…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter