«Добры вечар, шчодры вечар — добрым людзям на здароўе»

Народный календарь

10 января. Именинники: Игнат, Никанор, Дорофей, Агафья.


11 января. Именинники: Марк, Иван, Фаддей.


12 января. Именинники: Макар, Анисья, Федора.


13 января. Именинники: Давыд, Якуб, Меланья.


В прежние времена все шло своим чередом: Рождество, Новый год. Старый Новый год появился у нас благодаря некоторым «нестыковкам» православного календаря и астрономического времени. Но нам от этого вышло даже лучше — мы стали вдвое богаче на праздники.


Вечер накануне старого Нового года, а по давним временам — просто Нового, назывался в некоторых регионах «шчадрэц» и название свое получил от того же обрядового блюда из зерен — «куццi». Но кутья эта была уже совсем другой — ее называли «вялiкай», «багатай», «шчодрай». Приправлялась она не растительным маслом, а щедро посыпалась шкварками с луком.


И на ассортименте горячительных напитков сказывалась специфика белоруской кухни: предлагалось множество настоек: на можжевельнике, на траве зубровке, которая растет только в определенных заповедных местах, на клюкве и спелых, темных вишнях, смородиновых, вишневых и березовых почках и, наконец, совершенно изысканная, небесного цвета — на тысячелистнике. Подавались настойки в красивых граненых «пляжках» или графинчиках — никому бы и в голову не пришло поставить на стол просто бутылку.


Богатым было и «печыва»: пирожки с копченой ветчиной и салом — крохотные, на «один укус», просто таяли во рту. Столы буквально ломились, потому что, по представлению наших предков, чего нет на новогоднем столе, того не будет в доме и весь год. Вот и старались «гаспадынькi», чтобы были «чарка i да чаркi».


Молодежь веселилась вовсю, но в разных регионах по–разному: в одних местах «шчадрацом» наряжали хлопца, в других — самую красивую девушку обряжали в праздничный наряд «шчодрай». Вместе с «шчодрай» парни и девчата ходили от дома к дому — «вiншавалi, велiчалi гаспадароў», желая им счастья, здоровья и достатка на весь год. За добрые пожелания получали и щедрые дары. Возле каждой хаты звучало: «Добры вечар, шчодры вечар — добрым людзям на здароўе». А еще непременными были гадания, которые не считались грехом, ведь это была, скорее, своего рода «орнаментика» и загадывания из разряда «светлай варажбы»: на орешках, сложенных в мужскую шапку, недорогих украшениях, кофейной гуще, растопленном воске, пирожках с запеченными в них монетками, пуговками (правда, вот с этим нужно быть осторожнее — услуги стоматолога сейчас дороги), на расспрашивании имен у первых встречных.


14 января. Старый Новый год. Васiлле.


По поверьям, существующим, наверное, у всех народов, первый день Нового года нужно провести «належным чынам», что гарантирует в будущем удачу и благополучие. В этот день рано утром спешили принести чистой, хрустальной воды из кринички, чтобы умыться «бялюсенька», — это обещало бодрость и здоровье. Также рано утром каждый «гаспадар» осыпал все зерном, чтобы в будущем собрать хороший урожай.


В новогодних и колядных гуляньях принимали участие представители всех сословий — игнорировать такой праздник было просто нельзя. И в больших городах, и в маленьких деревушках устраивались настоящие карнавалы. И та самая «травестия» — переодевание в женскую одежду. А еще на карнавале всегда присутствовали «черт», «медведь» — символ здоровья, силы и богатства, «коза» — символ плодородия и толпа шумных «цыган», которые гадали, пели, плясали. Выводились на импровизированную сцену и такие персонажи, как «цари» и «короли», «доктор», «солдаты»...


Непременно примечалось все, что связано с погодой: утренний снегопад обещал, что вся оставшаяся зима будет такой же снежной, восточный ветер предвещал жаркое и сухое лето, западный — среднюю летнюю температуру с переменными дождями, а южный — сплошные дожди и мокроту, северный — летние холода и даже частый град.


15 января. Именинники: Серафим, Сильвестр.


16 января. Именинник: Гордей.


Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter