Авторская программа Олега Усачева "Добро пожаловаться" отмечает 15-летие

Добровольный помощник телезрителей

Олег Усачев, утверждают коллеги–телевизионщики, — последний из могикан-«долгожителей» отечественного телеэфира. Уже 15 лет Олег и его команда еженедельно предоставляют свою жилетку на канале СТВ всем обиженным, обвешенным, обманутым и оскорбленным: на днях программа «Добро пожаловаться» отпраздновала свой маленький, но гордый юбилей. Сколько решенных проблем, рассмотренных жалоб, спорных вопросов и выигранных судов повидал Усачев на своем телевизионном веку, он подсчитать не берется. Но уточняет: «Могу только сказать, что 10 марта этого года вышел 700–й выпуск программы. Ни за один из них мне не стыдно. Потому что каждый — это не только ликбез для телезрителей, но и реальная помощь». Телеведущий уверен: нет неразрешимых задач, есть не принятые вовремя решения.


— На «горячую линию» СТВ ежедневно поступают сотни звонков, из них около 80% — в передачу «Добро пожаловаться». При этом люди как думают? Приедет Усачев, снимет сюжет — и все их проблемы моментально разрешатся. Я же в который раз подчеркиваю: наша задача — освещать проблемы. А решают их административные органы, коммунальщики, депутаты, но никак не телевизионщики. Мы в свою очередь должны сделать так, чтобы эта история кого–то чему–то научила. Если зритель, посмотрев сюжет, что–то извлек из опыта других — мы свое предназначение выполнили. Программа дает алгоритм. Все остальное зависит уже от человека.

— Олег, несколько лет назад я смотрела выпуск, где разгорались оконные страсти: деньги заплатили, окно установили, но рабочие схалтурили и переделывать ляп отказались. Через некоторое время снова включила «Добро пожаловаться», вгляделась, а там... продолжение оконной истории. Но уже с другими героями и чуть измененным сюжетом. Объясните, зачем повторяться и рассказывать об одной и той же проблеме несколько раз?

— Да потому что люди никак не хотят учиться на чужих ошибках! Вроде же в первый раз мы все показали, объяснили, разъяснили. Но нет: через некоторое время поступает звонок и снова та же песня. Зрители постоянно наступают на одни и те же грабли. Но это, обращаю ваше внимание, не дословный повтор или пересказ предыдущей темы. Если первый сюжет вышел в жанре репортажа, то следующий сделаем в жанре фельетона, например. Буквально мы не повторяемся. Истории всегда новые, одну и ту же тему через непродолжительное время не берем.

— Психологи вот утверждают, что среди нас есть потенциальные жертвы. Зависимые, ведомые, легко внушаемые. Мошенники и «разводилы» таких вычисляют на раз–два...

— Как правило, такие люди и есть потенциальные герои наших передач. При этом бывают все же ситуации, которые выше человека. Сейчас, например, разбираем такую историю. Брат и сестра жили в одном доме. Потом она продала свою часть другому человеку. Тот категорически против соседа: поставил забор, выпустил во двор овчарку. То есть войти на свою половину дома человек теперь элементарно не может и вынужден жить у сестры. Он подал в суд — и выиграл. Но что это изменило? Когда он приезжает к дому и вызывает милицию, сосед отпирает замки и держит собаку. Но как только сотрудники уезжают, он снова выпускает овчарку. И это тянется уже 5 лет. Сейчас мы советуемся с экспертами из агентства недвижимости, как быть в этой ситуации.

— И как быть?

— Бороться. На это же и расчет у соседа: в большинстве случаев через некоторое время человек просто плюнет и оставит свою часть жилплощади. Но я всегда призываю доводить дело до конца. У медали, впрочем, есть и обратная сторона. В нашей телевизионной практике была масса дел, когда люди выиграли все суды, но получить назад свои деньги, например, не смогли. Тут важно понимать, что выиграть суд — это одно. Это несложно, законы у нас отличные. А вот реализовать свое право в силу различных обстоятельств порой, увы, просто невозможно.

— Все истории в программе — реальные?

— В основном да. Если это реконструкция событий, то мы, как правило, это указываем. Героев и тем, поверьте, хватает. Я могу взять любого своего знакомого, у него будут проблемы, которые интересны всем. Вообще уверен, что не бывает неинтересных тем. Бывает неинтересная подача.

— А правда, что пик всех писем и звонков приходится как раз на октябрь–ноябрь?

— Конечно, осень у нас, телевизионщиков, едва ли не синоним слова «коммуналка». Вообще услуги ЖКХ — это бич журналистов. Отопление, жировки, протекшие трубы, кровля... На втором месте по популярности — вопросы трудовых взаимоотношений. Замыкают «жалобную» тройку различные потребительские случаи: продали некачественный товар, обсчитали, недовесили... Классика, короче.

— Своих конкурентов, «Белорусское времечко», смотрите?

— Мы не конкуренты — это, во–первых. Обе программы существуют в телеэфире совершенно безболезненно друг для друга. Та же Галина Комаровская (адвокат из «Белорусского времечка». — Прим. авт.) иногда дает комментарии и в нашей передаче. У «Времечка» свои зрители, у нас свои. Они стараются помочь, мы стараемся помочь — и всем хорошо. Более того, я считаю, что этих двух программ для всей страны недостаточно. Похожих проектов может быть хоть пять, при этом все будут работать по разным направлениям, подавать сюжеты под разным соусом. А «Времечко», когда есть возможность, конечно, смотрю.

— Вы сами–то за столько лет не устали от жалобщиков и их проблем? Все–таки 15 лет — серьезный срок для авторского социального телепроекта. Может, пора переключиться на что–то другое?

— А как можно устать, если каждый день новые герои, сюжеты, истории? Мы ведь изначально не делали программу тематической: мол, на этой неделе — бытовые споры, на следующей — недвижимость, еще через эфир — выпуск о сомнительных конторах и фирмах–однодневках... Я настоял на том, чтобы программа строилась на разных сюжетах. Тогда и телезрителям интереснее, и мы не скучаем. Считаю, что, если мы выходим в эфире уже 15 лет, значит, идем правильной дорогой. 

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 198 (25080). Пятница, 14 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter