Добролюбов нашего времени

Достоверность во всех деталях, мудрость и великолепный юмор — вот в чем, возможно, кроется разгадка огромной популярности комедии, давно ставшей народной
— Ну проходите, Наташа, — радушно встречают меня на пороге дома известный режиссер Игорь Михайлович Добролюбов с супругой Нелли Ивановной. — Как фамилия? Писарева? Да у нас с вами почти общество демократов–публицистов собралось.

Стены кабинета хозяина увешаны фотографиями. С их осмотра начинается мое путешествие в мир советского кинематографа. Вот портрет любимого учителя Игоря Михайловича — легендарного режиссера Михаила Ромма. Вот кадр уже из его, добролюбовского фильма «Иван Макарович», удостоенного «Серебряной Минервы» на 22–м Международном кинофестивале в Венеции, где грустный мальчик с выразительными глазами Витя Махонин смотрит чуть настороженно. Застыла в немом крике Светлана Тома на груди у Стефана Данаилова в фильме «Братушка» — лента награждена Золотым почетным знаком Болгарии. На шкафу покоится большой оранжевый пластиковый шар. Это — буек, сувенир с острова Кунашир на Курилах, где проходили съемки знаменитых «Белых Рос». По сюжету именно туда забросило среднего сына Федоса, непутевого путешественника, роль которого исполнил Михаил Кокшенов. Добролюбову предлагали снимать на Минском море, но он настоял на своем: только на краю земли, когда с одной стороны — Японское море, а с другой — Тихий океан, и где царит непередаваемая атмосфера космического безмолвия. Достоверность во всех деталях, мудрость и великолепный юмор — вот в чем, возможно, кроется разгадка огромной популярности комедии, давно ставшей народной. Вообще, в лучших фильмах Добролюбова нет экстравагантных изысков, а есть житейская правда, будь то повествование о легендарном партизанском командире Василии Корже («Третьего не дано») или рассказ о школе для вундеркиндов «Расписание на послезавтра». Причем реализм режиссера был особой пробы — романтический: с верой в человеческое благородство и справедливость, что, собственно, и сделало фильмы Добролюбова частью золотой коллекции отечественного кино.

1 Как бы вы сами себя представили читателям?

— Для тех, кто незнаком с моими картинами: Игорь Михайлович Добролюбов, режиссер.

— А звания?

— Я народный артист Беларуси, лауреат Государственной и многих других премий. Среди почетных регалий есть, скажем, и орден Трудового Красного Знамени, и награда Министерства культуры «За вклад в развитие культуры Беларуси».

2 Будь такая возможность, хотели бы вы, Игорь Михайлович, начать жизнь с чистого листа?

— Нет, не хотел бы. Все то, что прожито, — прожито мной и со мной должно остаться. А с чистого листа — это значит и люди другие?.. Но я не представляю, что из моей судьбы может исчезнуть Ромм, дядя Боря Кудрявцев и все те, без кого себя не мыслю.

3 Кем вы мечтали стать в детстве?

— Кто–то из моих коллег отвечает: режиссером, но я в детстве об этом не думал и даже не знал, кем стану. Хотя какое–то время наша семья жила в Минске буквально за кулисами театра, в гримерке. И я, помнится, всегда поражался: вот только сейчас с артистом разговаривал, а через минуту он, преображенный, играет на сцене так, что мурашки по телу пробегают от восторга.

4 Вы часто пишете письма?

— Сейчас, к сожалению, нет возможности, да и раньше делал это весьма редко — не хватало времени.

5 Вы получили в БГУ журналистское образование — оно вам когда–нибудь пригодилось?

— В общем–то да. Пару лет назад я написал книгу под названием «Осколки памяти», которую посвятил моему учителю во ВГИКе Михаилу Ильичу Ромму. Его убедительный пример, несмотря на то что мастер учил нас на своем курсе режиссуре, заставил меня тоже заняться делом, мне не присущим. В свое время, захворав, мой наставник надиктовал на пленку устные рассказы. Первый из них я слышал еще у Михаила Ильича дома — веселый и очень умный «Тост Толи Шенгелая». Потом благодаря усилиям его дочери Наташи Кузьминой Союз кинематографистов издал даже книгу.

6 Чьим мнением в профессии вы дорожили больше всего?

— Конечно, Михаила Ильича Ромма. Фантастический педагог, учитель, мыслитель! Для меня его мнение было очень весомым аргументом, я даже со спокойным сердцем переносил бичевания со стороны критиков. Однажды спросил у Ромма, правы ли они в своих разносах. На что получил ответ: «Не важно. Если ругаются, это уже очень хорошо».

7 На вашем курсе во ВГИКе какая была атмосфера? Ведь бок о бок учились будущие знаменитости Андрон Кончаловский, Андрей Смирнов, Виталий Трегубович...

— У Михаила Ильича все занимались своим делом. Как много замечательных работ сняли мои сокурсники! Чего стоит только «Белорусский вокзал» Смирнова! А «Старые стены» Трегубовича... А Тарковский и Шукшин уже готовились к защите диплома, работали на киностудии, когда мы пришли в институт.

8 Какое время было самым счастливым в вашей жизни?

— Когда после окончания учебы во ВГИКе я приехал на «Беларусьфильм». Теперь понимаю, что это было божественно. Какие именитые мастера работали на студии тогда: Владимир Корш–Саблин, Лев Голуб, Борис Степанов, Сергей Сплочинов, Иосиф Шульман, Андрей Булинский, Георгий Вдовенко, Григорий Масальский. Они были удивительными — не отстраняли молодежь, а помогали, сотрудничали. Это было очень важно, рождалось ощущение нужности, сопричастности.

9 У вас много друзей?

— Сейчас трудно говорить об этом, потому что я уже как–никак в возрасте солидном, и потом здоровье не позволяет мне покидать дом. Близким и дорогим для нашей семьи человеком за то время, пока шла работа над книгой, стала журналист Елена Новожилова, я ей очень благодарен за помощь и поддержку. Есть, конечно, друзья (кое–кто из них постоянно работал со мной над фильмами), которые находят, навещают, — это счастье.

10 А врагов успели нажить?

— Очень хочется надеяться, что их у меня нет.

11 Всегда ли вы говорите то, что думаете?

— Стараюсь быть искренним. Не приемлю лжи во спасение, все это выдумки людские.

12 Чего нельзя прощать даже лучшим друзьям?

— Измены.

13 Есть ли в жизни вечная любовь?

— Не берусь утверждать безапелляционно. Но если вы задаете этот вопрос, значит, она все–таки существует!

14 Есть ли у вас идеал женщины? Или каждая из представительниц слабой половины человечества прекрасна по–своему?

— Муза у каждого должна быть своя...

15 От чего вы устаете больше всего?

— От непонимания, с которым сталкиваешься по жизни, от неурядиц.

16 Чего вам недостает сегодня?

— Здоровья. Просто здоровья, чтобы я мог еще что–то делать.

17 Когда в последний раз хохотали от души?

— Уже и не помню. Наверное, со зрителями на просмотре в кинотеатре.

18 У вас есть любимый фильм?

— Я люблю фильмы Михаила Ромма. А среди работ однокурсников мне очень близка работа Смирнова «Белорусский вокзал».

— А среди ваших собственных картин?

— Когда смотришь свою картину дома, в кабинете в одиночестве, она вдруг становится для тебя очень дорогой и близкой, и важной. Я иногда смотрю свои фильмы по телевизору. По торжественным и праздничным дням нередко идут «Белые Росы». А вот дорогие для меня фильмы «Осенние сны», «Плач перепелки», «Третьего не дано» Белорусское телевидение почему–то не показывает.

19 А как сложился на площадке блистательный тандем Всеволода Санаева и Бориса Новикова, сыгравших в «Белых Росах» стариков–соседей?

— С Санаевым мы познакомились в Болгарии, куда я попал после выхода фильма «Братушка». Он тоже был в составе делегации. Перед Всеволодом Васильевичем я оробел поначалу: красивый, огромного роста, серьезный. А он оказался человеком совершенно нежным и очень добрым. Когда они с Новиковым встретились на съемочной площадке, я чутьем угадал, что это будет великолепная пара.

20 А кто, интересно, придумал посадить Николая Караченцова в аистиное гнездо?

— Методист зоопарка из Гродно подбросила нам эту идею. Она рассказывала, что аисты не выносят запаха человека, побывавшего в гнезде. Так и решили, что Колюне нужно посидеть, поиграть на гармошке и попеть там. Коля — ловкий, залез, болтая ногами, распевал «Миллион алых роз» и играл. Все вышло, по–моему, совершенно замечательно.

21 А добрым талисманом картины стала Стефания Станюта?

— Конечно, конечно. Стефания Михайловна сыграла у меня еще и в киноленте «Мама, я жив!». Она была волшебной актрисой. Знакомясь с ней, ты непременно попадал под ее обаяние. На съемках «Плача перепелки» я попросил ее: «Стефания Михайловна, нужно показать ваши руки, будем собирать картошку». Сделали панораму, камера с рук перемещается на лицо. И я замираю: передо мной ну просто божественный лик.

22 Что такое интеллигентность в вашем понимании?

— Интеллигентность? Не знаю... Это, скорее всего, понятие абстрактное, расплывчатое. А интеллигентный человек — это человек мудрый, умеющий понимать окружающих.

23 Как вы относитесь к наблюдению А.П.Чехова насчет того, что на свете нет ничего страшнее, чем провинциальная знаменитость?

— С классиком не поспоришь! Лично мне таких людей тоже искренне жалко.

24 Вы хорошо знаете свою родословную?

— Нет, к сожалению. Семейных архивов у нас не сохранилось.

25 Можете назвать то место на земле, которое вам всего милее?

— Люблю Минск, куда наша семья переехала из Новосибирска сразу после войны. И еще очень хорошо отношусь к Гродно, где снято много моих картин и есть, кстати, улица Белые Росы.

26 Что делаете, если у вас плохое настроение?

— Хандрю, как и все живые люди.

27 Верите ли вы в изречение: «Все, что ни делается, все к лучшему»?

— На это нужно надеяться. Я же нахожу сейчас успокоение в мудрости библейских истин.

28 Как чувствуете себя в окружении молодых людей?

— Радостно. Потому что если ребята интересные, то и мне хорошо и увлекательно с ними.

29 А с младшими коллегами по цеху вы демократ или диктатор?

— Знаете, скажем, у фильма «По секрету всему свету» было 4 автора: Дима Михлеев, Вадим Попов, Юра Оксанченко и Виталик Каневский — все яркие и талантливые ребята. Мне тогда досталась роль художественного руководителя. Но ничего им не диктовал, не навязывал свое мнение. Они работали сами, я не мешал, это было моей главной задачей.

30 Правда ли, что вы серьезно занимались спортом?

— Да, у меня много приятных воспоминаний по этому поводу. В детстве я занимался в парке Горького на стадионе «Пищевик» в баскетбольной секции у Любови Львовны Щукиной, удивительной женщины. В университете переключился, отчасти случайно, на легкую атлетику и увлекся ею всерьез. Стал первым мастером спорта по этому виду в БГУ.

31 У вас есть любимое музыкальное произведение?

— «Если с другом вышел в путь — веселей дорога, без друзей меня — чуть–чуть, а с друзьями — много!» Стихи к этой песенке Шаинского для моего фильма «По секрету всему свету» Михаил Танич сочинил буквально за день. Мне с композиторами всегда везло, мы сотрудничали с Яном Френкелем, Андреем Петровым, Рафаилом Козаком, Владимиром Кондрусевичем, Игорем Лученком, Валерием Зубковым, Владимиром Шаинским, Ромуальдом Гринблатом.

32 А какие книги надо, по–вашему, прочесть всем?

— Замечательных книг так много, что выбрать только несколько из них очень непросто.

33 На что не жалко потратить миллион?

— Возможно, собрал бы своих детей и внуков: «Забирайте, пожалуйста, все! Это ваше».

34 Игорь Михайлович, а с чего вообще начинается фильм?

— С веры в свои силы. За фильм нужно браться и делать без колебаний, снимать его, если в тебе есть что–то горячее.

35 Чем вы руководствовались в первую очередь, выбирая актеров для своих работ?

— Очень мне пригодился совет Михаила Ильича, говаривавшего: «Я не актера пробую, я хочу выяснить, что это за человек». Золотые слова, по–моему. Если ты знакомишься с новым человеком, чрезвычайно важно проверить, каков он. Снявшиеся у меня Всеволод Санаев, Олег Даль, Николай Караченцов, Маргарита Терехова, Галина Польских, Сергей Линьков, Валентин Белохвостик, Эдуард Горячий, Александра Климова, Галина Макарова, Стефания Станюта и Геннадий Гарбук — это все артисты блистательные и люди душевные. Они всегда охотно соглашались сыграть в картине, сложностей не было.

36 А сами когда–нибудь играли в кино?

— Да, и не раз. Правда, единственная моя картина, где выступил еще и в качестве актера, — «Братушка». Вообще, во всех картинах, где я играл, смотреть на себя не могу: все мне кажется неестественным.

37 Остались темы, которые вам так и не удалось поднять?

— Да, но лучше не говорить о них. К сожалению, не все задумки получилось воплотить на экране.

38 Насколько важен, по–вашему, бюджет картины?

— Это имеет значение, но далеко не первостепенное. Важно знать, о чем снимаешь картину, какой сценарий. А потом уже идут деньги, бюджет, гонорары.

39 Вам часто приходилось отстаивать свои работы?

— Конечно, это ведь неотъемлемая часть профессии. Всегда находилось немало критиков, особую бдительность проявляли чиновники из вышестоящих органов. Всяко бывало. Иногда, чтобы выпустить картину, скрепя сердце вырезали из нее сцену, а то и не одну. А случалось и наоборот, как с «Плачем перепелки». Привез в Москву сдавать 9 серий вместо 6 и мне отвечали: «Какие проблемы, пойдем смотреть!» Приняли фильм без единой поправки. Жаль, в Беларуси его очень редко показывают.

40 На какие–то хитроумные уловки требовалось иной раз идти?

— Однажды товарищу из ЦК показали картину с вырезанной сценой, а в прокат пошла другая, полноформатная копия. К счастью, подмена сошла нам с рук.

41 Хотели бы, чтобы ваше дело продолжили потомки?

— Мой второй сын Алеша написал два очень хороших комедийных сценария, которые, правда, так и остались лежать на студии. А еще 12–летним мальчиком снялся в двухсерийной картине у Марка Брауде «Тетя Маруся» с великой актрисой Кларой Лучко. Сыновья сейчас в общем–то далеки от артистического мира. Если внучка Арина захочет стать актрисой — буду счастлив.

42 Верите ли вы в лучшее будущее наших детей?

— Я мечтаю об этом! И все, что мог, сделал для них.

43 Как вы считаете, дефицит детских фильмов наподобие ваших «Удивительных приключений Дениса Кораблева», «По секрету всему свету», «Расписания на послезавтра» остро существует сегодня?

— Сегодня другой кинематограф, другие проблемы. Я темы черпал из жизни. «Расписание на послезавтра» — фильм о необыкновенной школе, но она существовала на самом деле. Физико–математическая, созданная академиком Лаврентьевым в Академгородке при Новосибирском университете. Про нее тогда писали во всех газетах. Директора школы сыграл покойный ныне Олег Даль — потрясающий артист! Сегодня реальность неромантическая и детские фильмы другие.

44 При каких обстоятельствах познакомились с нашей газетой?

— Знаком столько, сколько себя помню. «СБ», «Звязду», «Знамя юности» всегда, кажется, выписывал, читал.

45 Верите ли вы в предсказания?

— Одна из интересных встреч, произошедших со мной, была с ясновидящей Вангой в Болгарии. Она мне тогда сказала: «Ты умеешь видеть людей. Так что продолжай заниматься тем, чем занимаешься».

46 Оказало ли влияние на ваш характер созвездие, под которым вы родились?

— По гороскопу я Весы. Но, честно говоря, никогда всерьез к этому не относился и не пытался анализировать, как созвездие повлияло на мои привычки и поведение.

47 У вас есть любимое блюдо?

— Игорь Михайлович непривередлив в еде, — подсказывает Нелли Ивановна.

48 Кто ваш самый близкий друг?

— Моя супруга Нелли Ивановна. Она очень внимательная, заботливая и нежная. Никогда не вмешивалась в мою работу, а наоборот, создавала мне все условия. Пока я занимался режиссурой, домашние хлопоты полностью легли на ее плечи. И сейчас продолжает заботиться обо мне, детях, внуках. И, конечно, самые верные и близкие друзья — мои сыновья Михаил и Алексей.

49 Каков ваш рецепт семейной гармонии и взаимопонимания?

На этот вопрос охотно ответила Нелли Ивановна:

— Нужно уметь уступать друг другу. Мне кажется ценным совет Максима Дунаевского: обычно все ориентируются на достоинства будущего супруга, втайне надеясь избавиться со временем от недостатков. Но обращать внимание лучше прежде всего как раз на недостатки, подумать, сможешь ли ты жить с ними. Потому что переделать человека невозможно и не нужно.

50 А вы умеете уступать друг другу?

— Судите сами, мы женаты более сорока лет! Нам всегда было интересно вместе. Дома после работы мы не успевали наговориться...

Фото Артура ПРУПАСА, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter