Доброе имя в наследство

Увековечивать в гипсе и бронзе принято общественных деятелей, актеров, писателей...

Увековечивать в гипсе и бронзе принято общественных деятелей, актеров, писателей и даже литературных персонажей. А вот памятника крестьянину, скромному труженику, на котором земля держится, до сих пор не было. Эту несправедливость решили устранить в Белыничском районе и установили мемориальную доску в честь механизатора.


Таким он парнем был


На здании правления сельхозкооператива «Кудин» — гранитная доска. Рядом с портретом Василия Котешова — трактор, на котором он пахал от рассвета до заката, и скромная надпись: «Здесь работал лучший механизатор». Техника напряженный ритм работы выдержала, а человеческий организм — нет. 48–летнему Василию Борисовичу стало плохо прямо в поле — дало сбой сердце...


Главный специалист по идеологии СПК «Кудин» Ольга Сочилович хоть в хозяйстве недавно, Котешова помнит хорошо:


— Такие нынче — редкость. Передовик, скромный, добрый, с чувством юмора. Два года назад, сразу после его смерти, председатель СПК предложил учредить ежегодную премию имени Котешова в размере тысячи долларов. Двое механизаторов и один водитель по итогам года ее уже получили. И стимул для работников, и память о человеке.


Механизатор Денис Астафьев — один из награжденных. Ему 27, дважды был на республиканских «Дажынках»:


— Вручили ключи от машины, холодильник. Хозяйство — премию имени Котешова. Для молодой семьи — у нас трехлетняя дочка — существенная помощь. Жена тоже в хозяйстве, экономист. Я после школы в городе на плиточника выучился. Многие удивлялись, что в село вернулся. Мол, плиточник заработать на шабашке может прилично. Но я лет с четырнадцати отцу–комбайнеру помогал. И с Василием Борисовичем в поле ходил. Было с кого пример брать. У Котешова в крови — любовь к земле, к технике. Пахал и в выходные, и в праздники. За шесть лет ни разу не слышал от него жалоб на усталость... Напротив, всем всегда помогал. Благодаря ему и своему отцу я рано понял: если трудиться на совесть, то и на селе можно жить хорошо. Меньше пяти миллионов не зарабатываю, а то бывает и все десять... Когда Котешова не стало, мы все горевали. Он же не чужой. Мама моя с ним в одном классе училась.


В Малом Кудине — деревне, которая почему–то много больше, чем Большой Кудин, — я отыскала вдову Котешова Валентину Викторовну. Она до сих пор не может смириться с утратой:


— С первым мужем не сложилось. А Васю встретила, сама себе завидовала: порядочный, хозяйственный, детей моих принял сразу. И они его полюбили, папой называли. Нам всем Васи не хватает. Он ко всему живому с душой относился, кошки и собаки за ним как приклеенные ходили — всех обласкает, покормит. Сельские девчата к моему мужу за рецептами закаток бегали — так, как он, мариновать огурчики да салаты никто не умел... Работал на износ. Последние лет пятнадцать — без отпуска. Как–то, правда, хозяйство премировало нас трехдневной поездкой в Санкт–Петербург. Смотрели с ним Петродворец, Эрмитаж... Мы везде были вместе: в полпятого утра подъем, корову, свиней, гусей покормили — и на работу... Теперь одна управляюсь. Отец Васи приезжает, сядем рядом, откроем семейный альбом, грамоты разложим, слезы капают...


Грамот у Котешова столько — все стены в доме увешать можно. Но Валентина знает — работал он так не ради почета или денег. Просто не умел иначе. Об отдыхе не мечтал. Говорил, на пенсии отдохнем, Валюша. Жена была рядом с Василием, когда его не стало. Он успел позвонить ей с поля: «Что–то совсем захудало мне». Она вызвала «скорую». По дороге в больницу и перестало биться его сердце...


Пищиков камень


У обочины дороги Бобруйск — Борисов неподалеку от центральной усадьбы филиала «Белшина–агро» ОАО «Белшина» в Осиповичском районе — валун. На нем надпись: «С 1975 по 2008 год на этой земле жил и работал порядочный человек, специалист своего дела, надежный друг, крестьянин Пищик Иван Михайлович».


Ивана Михайловича уже нет, но сельчане, жившие и работавшие с ним рядом, до сих пор вспоминают его с теплотой. Татьяна Ивчик — ведущий экономист хозяйства — называет его настоящим сельским интеллигентом:


— Образованный, порядочный, честный. В колхоз «Восход» прибыл после Жиличского сельхозтехникума. Был бригадиром, главным агрономом. Когда три хозяйства объединили, трудился главным агрономом в филиале «Белшина–агро». Одержимый работой, днями пропадал в поле. Наши дети на селе благодаря ему и остались. Сын с детства говорил мне: хочу быть, как дядя Ваня. Дяди Вани нет, а Руслан мой в хозяйстве — ведущий агроном по защите растений. И дочь в филиале работает.


Нынешний бригадир филиала «Белшина–агро» Михаил Чечеренков много лет проработал с Пищиком:


— Чтобы о нем рассказать, дня не хватит. Редкий был человек. За колхозное у него душа болела, как за свое. Каждому колоску кланялся. Задумали сажать сахарную свеклу. Почва должна быть гладкой, как полигон, а наша — камень на камне. Так Иван Михайлович сам сутками эти камни выковыривал. Многому я у него научился. Теперь молодежи его уроки преподаю. Живой пример — он ведь самый лучший. И когда бывший руководитель колхоза «Восход» Михаил Садков и главный агроном Виктор Кирик предложили увековечить имя Пищика, все сельчане их поддержали. Теперь так и кличут это место — «Пищиков камень».


Компетентно


Олег Чикида, председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома:


— На Могилевщине многие годы сельчанам–передовикам вручают именные грамоты, призы. Скромные труженики достойны внимания и уважения. И появление мемориальных досок — дань уважения тем, кто во все времена был основой государства и продовольственной безопасности страны.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter