Доброе имя на продажу

В Беларуси пока действует лишь 135 договоров франчайзинга

Франчайзинг может стать эффективным инструментом развития бизнеса в Беларуси

Во всем мире такой способ партнерства, при котором владелец раскрученной торговой марки позволяет другому предпринимателю пользоваться ею на определенных условиях, набирает все большую популярность. По оценкам экспертов, около 45 % розничных продаж приходится сегодня на франчайзинговые сети, а в недалекой перспективе эта доля перевалит за 50 %. В чем же секрет подобного успеха? «А зачем изобретать велосипед, если все уже придумано до нас?!» — говорят эксперты. В мире полно бизнес-идей, отработанных на практике, и компаний, готовых ими поделиться. Почему бы не начать свое дело, открыв кафе-мороженое «Баскин Роббинс», магазин одежды «Top Secret» или салон обуви и аксессуаров «Milana»?

Правда, у нас в стране франчайзинговые схемы еще не получили широкого распространения. «В Беларуси рынок пока находится на стадии становления, — заявил директор Департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Груздов, выступая на форуме «Франчайзинг 2013». — Согласно данным Национального центра интеллектуальной собственности (НЦИС), у нас зарегистрировано всего 135 договоров. Вместе с тем франчайзинг может стать инструментом активизации предпринимательства в республике, что обусловлено спецификой данной формы деятельности». По сути, франчайзер не только передает своему партнеру успешную бизнес-модель, но еще и оказывает поддержку как на этапе запуска бизнеса, так и в процессе развития. В пользу этой схемы говорит и статистика. По данным Всемирной организации франчайзинга, в течение первых 5 лет работы прекращают свою деятельность 8 из 10 самостоятельно созданных фирм, а в случае с франчайзинговыми проектами, наоборот, 8 из 10 продолжают действовать. В глобальном масштабе в эти отношения втянуты 75 отраслей экономики, всего насчитывается около 16,5 тысячи франчайзеров и 1,2 миллиона франчайзи. Объем продаж франчайзинговых сетей составляет свыше $ 1,5 трлн., они формируют около 13 % мирового ВВП.

В Беларуси все гораздо скромнее. По оценкам экспертов, к зарегистрированным 135 договорам можно прибавить еще 300—400 договоров, но все равно получается немного. «Рынок, действительно, совершенно свободен, особенно в регионах», — делает заключение руководитель ассоциации «Белфранчайзинг» Ольга Леонтьева. Кстати, законодательная возможность заключать договоры франчайзинга появилась в Беларуси в 2005 году. «В тот момент, когда в соседних странах шло очень активное становление франчайзинга, наша страна оставалась в стороне, — объясняет специалист. — Сейчас нам приходится проходить этот путь в одиночестве».

На сегодняшний день в базе ассоциации «Бел-франчайзинг» около 100 предпринимателей, которые ищут интересную франшизу, около 15 — в процессе переговоров, а 2 вышли на стадию подписания договоров. «Первое, с чего надо начинать, — это понять, чего вы хотите, что вам интересно, — обращается к предпринимателям директор Украинской ассоциации франчайзинга Андрей Кривонос. — Предложения есть на любой вкус, но самое важное — это комфортное общение между собственниками сети и франчайзи». В белорусском каталоге есть различные предложения стоимостью от $ 3 тысяч до $ 250 тысяч. При этом часто возникает вопрос, можно ли адаптировать имеющиеся франшизы под белорусский рынок или возможности того предпринимателя, который готов взяться за дело. «Я могу сказать, что в случае обоснования причин иностранные компании готовы обсуждать изменение условий франчайзингового пакета», — утверждает Ольга Леонтьева. Например, в предложении прописана требуемая площадь помещения 200—250 кв. метров, а у потенциального партнера есть возможность развивать бизнес на 180 кв. м. Не исключено, что продавец франшизы пойдет на уступки.

Что касается финансовых возможностей, то в Европе и США практически все банковские учреждения имеют специальные кредитные продукты, предназначенные для покупки франшизы. Очевидно, что банкиры сталкиваются с меньшими рисками, давая ссуду под такой проект, поскольку доля банкротств во франчайзинге гораздо ниже, чем при организации самостоятельного бизнеса. Как сообщила руководитель белорусской ассоциации, уже в 2013 году такой продукт может появиться и на нашем рынке, сейчас ведутся переговоры с несколькими крупными отечественными банками.

Один из моментов, который сдерживает развитие франчайзинга в Беларуси, — это отсутствие необходимых торговых площадей. Ведь, по статистике, основная доля договоров приходится на розничную торговлю (в Беларуси — около 70 %), затем следуют общепит, оказание услуг населению и бизнесу. «Одна из составляющих успеха — это торговое место, — утверждает директор ООО «Коллиерз Интернешнл» Андрей Алешкин. — Как показывает пример других стран, в том числе соседних, именно на условиях франчайзинга развивается вся фэшн-индустрия». По данным эксперта, в этом году в Минске количество торговых площадей увеличится чуть ли не вдвое. Это значит, что те бренды, которые раньше не решались «заходить» в Беларусь, теперь будут иметь возможность развивать здесь свои сети. Более того, началось строительство необходимых торговых объектов в регионах страны. «По развитию ритейла мы отстаем от России и Украины. Но рынок не стоит на месте, и каждый потребитель может заметить, что появляются новые бренды. Как правило, все они работают по франчайзингу», — уточнил Андрей Алешкин.

Эта схема, безусловно, является очень перспективной, считает учредитель салона для домашних питомцев «Милорд» Георгий Пармон. Несколько лет назад белорусский предприниматель выкупил франшизу у своих российских партнеров и вполне доволен тем, как пошли дела. «Я бы сказал, что при принятии решения о начале бизнеса наличие франшизы имело определяющее значение, — рассказал Георгий Пармон. — Я посмотрел, что это такое, каков уровень бизнеса, квалификация наших партнеров и их понимание этого бизнеса». В то же время предприниматель советует своим коллегам внимательнее относиться к тем условиям, которые предлагают франчайзеры. «Есть понятие роялти, это добровольная кабала, в которую попадаем мы, франчайзи. И независимо от того, что происходит в экономике, есть условия договора, и их надо исполнять точно и в срок», — говорит Георгий Пармон. Впрочем, в этих отношениях, когда партнеры заинтересованы в финансовом успехе друг друга, и кроется основная идея франчайзинга.

---------------------------------------

Уточним терминологию

Франчайзер — это компания, которая передает комплекс принадлежащих ей исключительных прав (наименование, товарный знак, секреты производства — ноу-хау, прочее).

Франчайзи — это предприниматель или компания, которая покупает у франчайзера право пользования его правами и выплачивает за такое пользование франчайзеру часть своего дохода.

Франшиза — объект договора франчайзинга, комплекс благ, включающий право пользования брендом (фирменным на-именованием, товарным знаком) и бизнес-моделью (нерас-крытой информацией, включая секреты производства) франчайзера, а также иные блага, необходимые для создания и ведения бизнеса.

---------------------------------------

О пользе «деления»

Больше всего франчайзеров, по данным «РосБизнесКонсалтинга», в странах Азии — 38 % от общего количества. В Европе — 35 %, в Северной Америке — 11 %, в Латинской Америке — 9 %. Среди стран по этому показателю лидируют Китай, где действуют 4000 франчайзеров, США (2500), Южная Корея (2400). В Европе на этом поприще больше других преуспели Франция, Германия, Великобритания, Испания и Италия. В России, по последним оценкам, насчитывается 595 франчайзеров. Среди наших соседей можно обратить внимание на Польшу, где действует 565 компаний, готовых предложить интересную франшизу.

Годовой оборот этого рынка оцени-вается в $ 5,7 трлн., из которых $ 2,95 трлн. приходится на США. Как можно заметить, это более половины всего объема. Во франчайзинговой сфере американской экономики занято почти 10 миллионов человек. За США следует Канада с оборотом рынка $ 90 млрд. и миллионом работающих. В России франчайзинговые компании обеспечивают работой 480 тысяч человек, годовой оборот составляет около $ 4,5 млрд.

Если рассматривать российский рынок, то здесь около 80 % компаний, работающих по франшизе, сосредоточено в Москве и только 20 % — в регионах. В основном такие предложения делают местные компании, их около 67 % в общем объеме. На малый бизнес приходится 60 % российского рынка франчайзинга, на средний — 25 %, на большой — 15 %. Структура по видам деятельности: розничная торговля — 46 %, предприятия питания — 22 %, бытовое обслуживание — 11 %, развлечения, путешествия, спорт — 7 %. Как выяснилось в ходе опроса, проведенного в марте 2012 года «NeoAnalytics», 72 % российских бизнесменов знают, что такое франчайзинг. При этом 1 % респондентов заявили, что уже приобрели франшизу, 15 % — хотели бы ку-пить франшизу известного бренда, 3 % — сделали бы это вне зависимости от известности бренда, 17 % — допускают возможность приобретения франшизы, но пока не определились. Наибольшим спросом на российском рынке пользуются предложения стоимостью до $ 50 тыс., в них заинтересованы 65 % опрошенных.

Согласно прогнозам Российской ассоциации франчайзинга, к 2020 году при наличии специальной государственной программы поддержки доля франчайзинга в ВВП достигнет 5 % (для сравнения: в 2010 году — 1,9 %).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter