Большой театр оперы и балета — место, в котором обязаны побывать гости Минска

Добро пожаловать в Большой

Минчане любят свой театр, а для гостей города — это место, где побывать надо обязательно
Репертуар Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь  из 70 спектаклей способен удовлетворить любой вкус. Ценители прекрасного стремятся сюда не только на постановки — от национальной классики до мировых хитов, но и на имена солистов, кто нарасхват на мировых подмостках: Оксана Волкова, Людмила Хитрук, Илья Сельчуков и других. Но слава минского Большого — это еще и легендарное здание. 



Экскурс в историю

В ноябре 1937 года  в Париже проходила Международная выставка искусств и техники. Скульптура Веры Мухиной “Рабочий и колхозница” произвела фурор, там ее назвали  “величайшим произведением скульптуры ХХ века”. 

СССР с выставки привез  270 наград, среди них — Гран-при архитектора Иосифа Лангбарда. Он автор знаменитой минской “троицы” — символов города:  Дом Правительства, Дом офицеров и Театр оперы и балета.

Классик белорусской литературы Янка Купала, увидев макет здания Оперного театра, воскликнул: “А летуценны хлопец гэты Лангбард!”. “Летуценным” (по-русски — мечтательный) поэт назвал архитектора не случайно: о таких зданиях тогда могли только мечтать!

Театр оперы и балета заложили  в 1933 году.  Сцена планировалась такой, чтобы на ней  могли разъезжать авто и экипажи с лошадьми.  Но в процессе строительства площадь театра сократилась почти вдвое.

Пришлось отказаться и от многих украшений: фантазия архитектора никак не вписывалась в госбюджет. Но при последней реконструкции на фасаде театра появился задуманный декор.


Театральные музы

Покровительницы танца, театра, музыки, поэзии только на вид изящные дамы. На самом деле каждая — весом в пять тон, а в высоту пять метров.

Лепили театральных муз скульпторы Геннадий Буралкин, Александр Финский и  Михаил Шкробот. Кстати,  образы богинь не абстрактные, а вполне конкретные, списаны с солистов  белорусского балета.

На козырьке центрального входа красуется Аполлон.  В его руках  два венка, символизирующие оперу и балет.  Греческий бог неодинок, его окружают грациозные нимфы, трубящие о приходе покровителя искусств.  Под ними “развевается” лента с нотным станом,  на  которой вытеснены фрагменты    первых постановок.


Римский амфитеатр на белорусский манер

Большой распахнул двери в 1939 году. Так в городе, который не отличался столичной монументальностью,  появился лоск.

Но праздник был недолгим. Вскоре началась война, и роскошные залы театра превратились в конюшни и  склады награбленного добра из Минского гетто. Зеркала, картины, украшения, обручальные кольца, золотые коронки... Интерьер театра уехал в Германию. Здание заминировали и собирались взорвать. 

Но Минск освобождали стремительно, и фашисты не успели реализовать своих страшных планов. 

В 1967 году в театре провели капитальный ремонт. Но строительные работы не пошли зданию впрок. Плоские крыши заменили шатровыми, и  театр “превратился” в цирк шапито. Внешний вид — одна беда.  Внутреннее убранство театра рассыпалось на глазах:  осыпалась штукатурка, стены потрескались. 

Ко второму капитальному ремонту через 40 лет подошли более основательно и скрупулезно. От здания оставили только каркас, реставрацию проводили по оригинальным чертежам и эскизам. В 2009-м театр обрел свой современный облик, близкий к  тому, каким его и задумывал Лангбард.

Закулисье Большого

Верхний ярус театра занимает чердак. Там “прячутся” студии для росписи декораций и швейные мастерские. Мастера работают без перерыва: создают костюмы для премьер, обновляют наряды старых постановок.  Гардеробу  Большого  позавидует любая дама,  ведь это 20 тысяч нарядов.

В нижнем ярусе — огромная  “яма”, в которой может спрятаться шестиэтажный дом! Там находятся механизмы для трансформации сцены и 140 километров проводов и кабелей. Благодаря этому сцена-конструктор  меняется для каждого спектакля и “исполняет” капризы режиссера— постановщика. 

В зрительном зале установлена современная  система кондиционирования. Поддув не с потолка, а прямо из-под кресел: зимой  —  теплый, летом  — прохладный.  Зрительские ряды приподнятые, сцена под наклоном, чтобы из любой точки зала можно было видеть все, что происходит на подмостках.

Яркими красками заиграло и внутренне убранство театра. По словам специалистов, “свет” в Большом — один из лучших в мире. Комплект для спецэффектов с движущимся изображением, прожекторы, способные заливать светом всю сцену.  Восхищение вызывают и хрустальные люстры. Создавали эту монументальную красоту  у нас в стране. На каждую  ушла тонна хрусталя  и полтысячи лампочек на 30 кВт. Современные мастера учли мечты архитектора Лангбарда и требования времени.



В Большом готовятся к рождественским праздникам

— Шестнадцатого декабря открылся VI Минский международный рождественский форум, — говорит заместитель генерального директора театра Валерий Гедройц. — Зрители смогут насладиться “Кармен”, “Царской невестой”, “Евгением  Онегиным”. В последний день форума, 20 декабря, на сцене Большого состоится гала-концерт звезд мировой оперы.

Другое праздничное событие — международный рождественский конкурс вокалистов. Нам уже поступило около 300 заявок. Этот грандиозный проект родился в стенах нашего театра и сразу привлек к себе внимание молодой оперной элиты не только из Беларуси, но и России, Грузии, Казахстана, Украины, Израиля, Монголии. Иностранные участники в восторге от театра, от Минска, от Беларуси.

 Накануне старого Нового года наш театр по традиции проводит большой новогодний бал. Это одно из самых впечатляющих и ярких событий в культурной жизни страны!  Будет много танцев, музыки, конкурсов. Вход на мероприятие по дресс-коду: дамы в вечерних или бальных платьях, мужчины — в смокинге или элегантном костюме. А начнет праздник красивый  русский бал.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter