Репертуар Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь из 70 спектаклей способен удовлетворить любой вкус. Ценители прекрасного стремятся сюда не только на постановки — от национальной классики до мировых хитов, но и на имена солистов, кто нарасхват на мировых подмостках: Оксана Волкова, Людмила Хитрук, Илья Сельчуков и других. Но слава минского Большого — это еще и легендарное здание.
Экскурс в историю
В ноябре 1937 года в Париже проходила Международная выставка искусств и техники. Скульптура Веры Мухиной “Рабочий и колхозница” произвела фурор, там ее назвали “величайшим произведением скульптуры ХХ века”.
СССР с выставки привез 270 наград, среди них — Гран-при архитектора Иосифа Лангбарда. Он автор знаменитой минской “троицы” — символов города: Дом Правительства, Дом офицеров и Театр оперы и балета.
Классик белорусской литературы Янка Купала, увидев макет здания Оперного театра, воскликнул: “А летуценны хлопец гэты Лангбард!”. “Летуценным” (по-русски — мечтательный) поэт назвал архитектора не случайно: о таких зданиях тогда могли только мечтать!
Театр оперы и балета заложили в 1933 году. Сцена планировалась такой, чтобы на ней могли разъезжать авто и экипажи с лошадьми. Но в процессе строительства площадь театра сократилась почти вдвое.
Пришлось отказаться и от многих украшений: фантазия архитектора никак не вписывалась в госбюджет. Но при последней реконструкции на фасаде театра появился задуманный декор.
Театральные музы
Покровительницы танца, театра, музыки, поэзии только на вид изящные дамы. На самом деле каждая — весом в пять тон, а в высоту пять метров.
Лепили театральных муз скульпторы Геннадий Буралкин, Александр Финский и Михаил Шкробот. Кстати, образы богинь не абстрактные, а вполне конкретные, списаны с солистов белорусского балета.
На козырьке центрального входа красуется Аполлон. В его руках два венка, символизирующие оперу и балет. Греческий бог неодинок, его окружают грациозные нимфы, трубящие о приходе покровителя искусств. Под ними “развевается” лента с нотным станом, на которой вытеснены фрагменты первых постановок.
Римский амфитеатр на белорусский манер
Большой распахнул двери в 1939 году. Так в городе, который не отличался столичной монументальностью, появился лоск.
Но праздник был недолгим. Вскоре началась война, и роскошные залы театра превратились в конюшни и склады награбленного добра из Минского гетто. Зеркала, картины, украшения, обручальные кольца, золотые коронки... Интерьер театра уехал в Германию. Здание заминировали и собирались взорвать.
Но Минск освобождали стремительно, и фашисты не успели реализовать своих страшных планов.
В 1967 году в театре провели капитальный ремонт. Но строительные работы не пошли зданию впрок. Плоские крыши заменили шатровыми, и театр “превратился” в цирк шапито. Внешний вид — одна беда. Внутреннее убранство театра рассыпалось на глазах: осыпалась штукатурка, стены потрескались.
Ко второму капитальному ремонту через 40 лет подошли более основательно и скрупулезно. От здания оставили только каркас, реставрацию проводили по оригинальным чертежам и эскизам. В 2009-м театр обрел свой современный облик, близкий к тому, каким его и задумывал Лангбард.
Закулисье Большого
Верхний ярус театра занимает чердак. Там “прячутся” студии для росписи декораций и швейные мастерские. Мастера работают без перерыва: создают костюмы для премьер, обновляют наряды старых постановок. Гардеробу Большого позавидует любая дама, ведь это 20 тысяч нарядов.
В нижнем ярусе — огромная “яма”, в которой может спрятаться шестиэтажный дом! Там находятся механизмы для трансформации сцены и 140 километров проводов и кабелей. Благодаря этому сцена-конструктор меняется для каждого спектакля и “исполняет” капризы режиссера— постановщика.
В зрительном зале установлена современная система кондиционирования. Поддув не с потолка, а прямо из-под кресел: зимой — теплый, летом — прохладный. Зрительские ряды приподнятые, сцена под наклоном, чтобы из любой точки зала можно было видеть все, что происходит на подмостках.
Яркими красками заиграло и внутренне убранство театра. По словам специалистов, “свет” в Большом — один из лучших в мире. Комплект для спецэффектов с движущимся изображением, прожекторы, способные заливать светом всю сцену. Восхищение вызывают и хрустальные люстры. Создавали эту монументальную красоту у нас в стране. На каждую ушла тонна хрусталя и полтысячи лампочек на 30 кВт. Современные мастера учли мечты архитектора Лангбарда и требования времени.
В Большом готовятся к рождественским праздникам
— Шестнадцатого декабря открылся VI Минский международный рождественский форум, — говорит заместитель генерального директора театра Валерий Гедройц. — Зрители смогут насладиться “Кармен”, “Царской невестой”, “Евгением Онегиным”. В последний день форума, 20 декабря, на сцене Большого состоится гала-концерт звезд мировой оперы.
Другое праздничное событие — международный рождественский конкурс вокалистов. Нам уже поступило около 300 заявок. Этот грандиозный проект родился в стенах нашего театра и сразу привлек к себе внимание молодой оперной элиты не только из Беларуси, но и России, Грузии, Казахстана, Украины, Израиля, Монголии. Иностранные участники в восторге от театра, от Минска, от Беларуси.
Накануне старого Нового года наш театр по традиции проводит большой новогодний бал. Это одно из самых впечатляющих и ярких событий в культурной жизни страны! Будет много танцев, музыки, конкурсов. Вход на мероприятие по дресс-коду: дамы в вечерних или бальных платьях, мужчины — в смокинге или элегантном костюме. А начнет праздник красивый русский бал.