Добро без кулаков, или Каких детей воспитывают белорусские мультики

Уже в нынешнем году белорусские телезрители смогут ознакомиться с интересным новаторским проектом отечественных аниматоров — циклом мультипликационных фильмов “Аповесць мiнулых гадоў”. Грант на создание анимационных картин, которые войдут в этот цикл, студия мультипликационных фильмов Национальной киностудии “Беларусьфильм” получила из фонда Президента Республики Беларусь. О новом проекте в частности и сегодняшнем дне белорусской мультипликации в целом — наш разговор с автором сценария цикла мультфильмов “Аповесць мiнулых гадоў”, редактором мультстудии “Беларусьфильма” Дмитрием Якутовичем.

— “Аповесць мiнулых гадоў” — это цикл анимационных фильмов, которые расскажут зрителю о происхождении гербов городов Беларуси. Идея создания подобной ленты просто витала в воздухе. Не все жители нашей страны точно знают, что изображено на гербах их родных городов, и уж тем более далеко не всякому известна история происхождения герба. А ведь слово “герб”, как считают историки, в старину в славянских языках было синонимом такого понятия, как “спадчына” — наследие. В гербе зашифрована история города, села, края. Именно поэтому названием цикла мы избрали имя знаменитой летописи. В нынешнем году будут созданы три двухминутных анимационных фильма, рассказывающих о гербах Минска, Бреста и еще одного из областных центров — какого именно, будет решено в самое ближайшее время.
— Дмитрий Сергеевич, а что будет представлять собой проект “Аповесць мiнулых гадоў” в целом?
— Пока планируется создать шесть фильмов, повествующих о гербах областных центров. Но в дальнейшем студия готова продолжить этот проект. Ведь в старинных гербах наших городов — а герб имеет практически каждый более или менее крупный населенный пункт Беларуси — изначально заложен потенциал видеоряда. Наиболее старинные геральдические фигуры — это животные. На самых первых гербах изображались звери, которые в дохристианскую эпоху считались мифическими предками людей. В нашей геральдике присутствуют волки, орлы, олени, белки, аисты, ужи, пчелы. Символы и изображения растений, цветов, плодов представлены едва ли не в четверти официально утвержденных городских гербов. Гербы некоторых городов украшают золотые колосья, изображения небесных светил... Все это так и просится на экран, и “оживить” эти гербы, рассказать историю их возникновения, на мой взгляд, лучше всего сможет именно мультипликация. В каждом гербе зашифровано послание потомкам — иногда довольно сложное, а иногда легко читаемое. И цель проекта “Аповесць мiнулых гадоў” — объяснить смысл этого послания широкому кругу зрителей. Проект будет способствовать историческому образованию наших соотечественников, в первую очередь подрастающего поколения, воспитанию в душах маленьких граждан Беларуси любви к своей родине. Создание цикла предваряет большая историческая работа, консультант проекта — сотрудник Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь. Ведь помимо художественных достоинств в этих фильмах должна присутствовать историческая правда. А геральдика — очень тонкая наука, где любая деталь, кажущаяся непосвященному незначительной, имеет огромное значение. К примеру, если на гербе изображена корона с восемью зубцами, а аниматор, ошибившись, нарисует на один зубец меньше, с точки зрения геральдики герб утратит значительную долю заложенного в него смысла.

— Почему для дебюта выбраны гербы Минска и Бреста?
— Минск — это столица, и поэтому цикл начнется именно с его герба. Сценарий этой двухминутной серии уже готов. Ну а Брест избран потому, что мы, посмотрев на его герб, как-то сразу “увидели”, как именно надо “расшифровать” его на экране, каким должен быть образный ряд. Герб Бреста — серебряный лук с натянутой тетивой и вложенной в нее стрелой, готовой к полету, — очень выразительный и запоминающийся. Он воплощает идею крепости, расположенной на границе государства, и сюжет о происхождении герба будет связан с оборонительными функциями, испокон веков возложенными на город. Демонстрация каждой короткой запоминающейся истории о происхождении герба того или иного города будет предваряться общей для всего цикла заставкой с сюжетом о гербе и флаге Беларуси. Фильмы будут сопровождаться закадровым текстом. Возможно, это будет короткий запоминающийся слоган, закрепляющий в сознании зрителей визуальный образ герба. А может быть, строки из произведений классиков белорусской литературы. Не исключено, что закадровый текст будет звучать на языке той эпохи, в которую возник геральдический символ.
— В какой технике будут выполнены мультфильмы и дорогой ли это проект?
— Что касается технической стороны проекта, обсуждались разные варианты. Не исключено, что это будет объемная анимация. Работа с объемными куклами характерна для искусства Беларуси: вспомним хотя бы знаменитую Батлейку. Но скорее всего, это будет любимый и маленьким, и взрослым зрителем рисованный мультфильм. А если говорить о стоимости проекта, то мультипликация во всем мире дорогое удовольствие: минута мультипликации   стоит   около 15 миллионов рублей. Надо понимать, что создание анимационного фильма — процесс очень долгий, трудоемкий, в котором задействовано большое количество специалистов. Десятиминутный мультфильм — и это мировая практика — снимается 8—9 месяцев, ведь это около 40 тысяч картинок не считая черновиков. Понятно, что один и тот же образ “оживляют” разные художники. Художник-мультипликатор — это тот же актер, который, пока работает над персонажем, вживается в образ и живет его жизнью. Забавно, но каждый из нарисованных образов нередко немного похож на своего создателя — “заимствует” его пластику, походку и так далее. И одна из задач режиссера — не давать персонажу меняться на протяжении мультфильма в зависимости от того, кто его рисовал... К слову, наша студия  пока что не создавала полнометражных мультипликационных фильмов — “полный метр” обходится в 2—3 миллиона долларов. Но в планах студии на ближайшее будущее — первый белорусский полнометражный мультфильм “Приключения Мюнхгаузена в России”. Это совместный белорусско-российский проект, который будет финансироваться обоими государствами и прокатываться как у нас, так и в России. “Пилот” фильма уже отснят, и этой осенью мы вплотную приступим к работе.
— Работы студии мультипликационных фильмов Национальной киностудии “Беларусьфильм” постоянно становятся победителями самых престижных отечественных и международных кинофестивалей. Между тем для отечественного зрителя белорусская анимация — область малоизвестная...
— Белорусских мультфильмов наши дети, да и взрослые, увы, почти не знают. Между тем это очень достойная продукция. Скажу без ложной скромности: студия мультипликации — структура, во многом благодаря которой “Беларусьфильм” знают в мире. На счету белорусских мультипликаторов множество призов на самых престижных международных фестивалях. Только анимационные фестивали — тот же “Листопадик” в Минске, “Анимаевка” в Могилеве, “Золотая рыбка” в Москве и так далее — предполагают в первую очередь оценку профессионалов. Увидеть белорусские мультфильмы в рамках фестивальных показов может очень небольшой круг маленьких зрителей. На отечественном телеэкране белорусские мультфильмы тоже показывают редко. И вопрос, почему так происходит, не к нам. В Беларуси пока никто не занимается “раскруткой” отечественной анимационной продукции, практически нет института продюсирования. А ведь во всем мире мультипликация — очень прибыльная область искусства. Причем в отличие от кинокартин прокатная жизнь мультфильма — почти вечная. Каждое новое поколение заново влюбляется, к примеру, в “Винни-пуха” или “Ну, погоди!”.
— Бытует мнение, что нашим маленьким зрителям недостаточно типичных западных мультиков с примитивным сюжетом и грубоватым юмором, им надо что-то более глубокое, серьезное, философское. Как вы считаете, это действительно так?
— Не могу сказать, что сегодня белорусские дети сильно отличаются по ментальности и восприятию мира от европейских или американских сверстников. Ведь они воспитываются на американской анимации и, согласно последним социологическим исследованиям, любимый герой нашей детворы — это “супермен, который всех побеждает”. Но идти на поводу у не слишком развитого вкуса зрителя наши аниматоры не считают необходимым. А в тех мультфильмах, на которых воспитывалось поколение нынешних 30—40-летних, не было агрессии, жестокости. Такие фильмы востребованы детской аудиторией и сегодня. Достаточно увидеть, как реагируют маленькие зрители на “Реактивного поросенка” Александра Ленкина (к слову, сегодня снимается продолжение этого мультфильма), “Как лиса волка судила” Игоря Волчека, на один из первых мультфильмов нашей студии “Светлячок и росинка”, на работу Владимира Петкевича “Как служил я у пана”, получившую диплом на последнем “Золотом Витязе”, на рождественский цикл мультфильмов Ирины Кодюковой. И в этом мы видим путь развития национальной белорусской мультипликации: привнести на видеорынок добрые фильмы о вечных, нестареющих ценностях, а в умы родителей осознание, что одна из главных целей мультфильмов — воспитательная. В сердца маленьких зрителей — идею, что добро необязательно должно быть с кулаками.

Глава государства Александр Лукашенко своим распоряжением утвердил решение совета фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства, сообщает пресс-служба Президента Республики Беларусь.
В соответствии с решением из средств фонда выделено 562,994 млн. рублей на цели, связанные с развитием белорусского искусства и пропагандой его достижений.
Шесть драматических театров страны получили гранты на постановки спектаклей по пьесам писателей-классиков и современных драматургов Беларуси и зарубежных стран на общую сумму 232,994 млн. рублей.
Эстрадно-симфоническому оркестру Гродненской областной филармонии выделены средства на создание концертной программы “Беларусь вiтае сяброў”, а Национальной киностудии “Беларусьфильм” — на съемки мультипликационного фильма “Аповесць мiнулых гадоў”.
На приобретение работ белорусских художников для музеев страны направлено 69 млн. рублей, на закупку творческими академическими мастерскими живописи, графики и скульптуры материалов для создания произведений изобразительного искусства — 11 млн.
Выделены также средства на издание книг о творчестве народного артиста СССР Ростислава Янковского и народного артиста Беларуси Михаила Финберга (100 млн. рублей), каталогов “Медное художественное литье ХII—ХХ веков” (30 млн.), “Белорусская скульптура. 1984—2004” (20 млн.).
Это распоряжение — еще одно свидетельство постоянной государственной поддержки национальной культуры. Оно будет способствовать реализации ярких творческих проектов, популяризации белорусского искусства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter