Почему мы нередко покупаем ненужные вещи и как появляется зависимость от шопинга

Добавить в корзину

Маркетплейсы предлагают клиентам множество преимуществ: большой выбор товаров, оплата в пару кликов, возможность забрать заказ возле дома. Но все эти уловки могут привести к серьезным психологическим и финансовым проблемам. Как торговля заставляет нас тратить больше?

Антидепрессант в сети

— Без покупок у меня начинается ломка, — вздыхает 40-летняя Светлана. — Только выдается свободная минута, беру в руки телефон, ­открываю приложение маркетплейса и безостановочно листаю. Корзина пополняется каждый день. Особенно привлекают товары на скидках.

Светлана признается: большинство покупок радует день-два, а многое и вовсе пылится на полке. Так, среди последних «важных» товаров оказались парадные столовые приборы, глиняное кашпо, глобус с подсветкой.

— Многие вещи потом продаю на спецсайте. Одно из последних бесполезных приобретений — спрей «искусственный снег». Понимала, что мне не нужно это напыление, у меня только еловые лапки в вазе стояли, но не устояла перед заманчивой ценой, вдруг когда-нибудь пригодится.

Собеседница говорит, что оформляет покупки за пару дней до зарплаты и аванса, а несколько раз даже брала кредит.

Татьяна Романовская, психотерапевт, старший преподаватель кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, сравнивает зависимость от маркетплейсов с наркотической или игровой:

— Для многих покупки — это и своего рода антидепрессант, быстрый способ получить выброс дофамина. Нередко ощущение внутренней пустоты и одиночества искусственно заполняется вещами, что, конечно же, не решает проблемы, а лишь временно приглушает симптомы. Поиск товаров онлайн сопровождается страхом упустить выгодное предложение. Проблема еще и в том, что тратить виртуальные деньги гораздо легче реальных с эмоциональной точки зрения.

«Нужные» покупки совершаются без острой необходимости, зависимому важнее получить удовольствие и новые эмоции, а не саму вещь. В чем причины такого поведения?

— Это способ быстро уйти от окружающей реальности и внутренних переживаний. Шопоголик ищет способы заполнить пустоту. Так постепенно формируется зависимость. Этому способствуют депрессивные переживания, высокий уровень тревожности, выраженная эмоциональная нестабильность, потребность в новых ощущениях. Усугубляют ситуацию низкая самооценка, неуверенность в себе, синдром дефицита удовольствий.

Зависимость быстро развивается, ведь онлайн-шопинг не требует больших усилий: не нужно собираться, ехать в торговый центр, долго присматривать и примерять вещи — покупка совершается в пару кликов, не вставая с дивана.

— Бесконечные онлайн-заказы загоняют в финансовый капкан. Многие влезают в долги, кредиты и рассрочки, чтобы получить приглянувшуюся безделушку. Из-за страха упустить выгодное предложение или остаться без новинки теряется ощущение реальности, деньги тратятся бессмысленно, — уверяет Татьяна Романовская.

Как справиться с этой болезнью? Эксперт советует вести таблицу расходов и доходов, четко планировать бюджет. В интернет выходить только по делу. Перед любой покупкой брать паузу. Важный шаг — отказ от использования кредитных карт.

— Практика показывает, что когда человек тратит чужие деньги, он делает это с большей легкостью и не понимает, что потом ему придется отдавать свои. Немаловажно и ограничение времени просмотра товара. Как вариант — переместить приложения маркетов с привычного места в телефоне подальше, — рекомендует психотерапевт.

В настройках личного кабинета отключите опцию «Оплата после получения». Вы заметите, как мгновенное списание денег с карты заставляет чаще задумываться о целесообразности покупки. Когда финансы уходят после получения товара, запускается эффект, как и в случае с кредитками: кажется, что серьезных расходов нет.

Вырваться из замкнутого круга

Если в традиционных магазинах мы встречаемся с уловками мерчандайзеров, которые размещают товары на полках в определенном порядке, то в интернете покупатель разглядывает онлайн-витрину. И она сконструирована таким образом, чтобы клиент охотнее делал заказ. Существуют и другие специальные механизмы привлечения покупательской активности. На какие крючки подсаживают потребителей маркетплейсы?

Влад Макаревич, старший преподаватель кафедры цифровой экономики экономического факультета БГУ, убежден, что, на первый взгляд, удобные и простые онлайн-площадки скрывают хитрые маркетинговые приемы, направленные на то, чтобы заставить покупателей тратить больше:

— Один из таких методов — создание иллюзии срочности и ограниченности, чтобы стимулировать быстрое принятие решения. Под давлением времени покупатель менее склонен к размышлениям и более подвержен импульсивным покупкам. Еще один распространенный прием — персонализация предложений. С помощью алгоритмов и сбора данных о предпочтениях пользователей маркетплейсы предлагают товары, которые могут заинтересовать именно вас. Это создает ощущение уникального обслуживания и заботы о клиенте, однако на деле служит лишь увеличению продаж.

По мнению эксперта, не менее эффективны и различные системы лояльности, накопительные баллы и скидки за подписку на новостные рассылки. Все это создает иллюзию экономии, хотя на самом деле зачастую подталкивает к дополнительным тратам.

Еще более тревожный сигнал, когда ради покупок люди влезают в долги, кредиты и рассрочки.

— Возможность получить желаемый товар здесь и сейчас, не задумываясь о полноте кошелька, кажется соблазнительной. Кредиты и карты рассрочки зачастую создают иллюзию доступности товаров, которые на самом деле не соответствуют реальным финансовым возможностям клиента. Это может привести к замкнутому кругу долгов, где новые кредиты берутся для погашения старых, а финансовые обязательства растут как снежный ком, — приводит тревожную тенденцию Влад Макаревич.

Экономист уверен: жизнь по средствам — путь к устойчивому благополучию и финансовой независимости. Влад Макаревич советует сконцентрироваться на ценности труда и помнить о том, что каждый заработанный рубль — это часть вашего времени и усилий:

— Используя кредиты для приобретения не самых нужных товаров, вы тратите не только деньги, но и время, которое придется посвятить выплатам.

В режиме ожидания

Для сокращения спонтанных трат нужна не только самодисциплина, но и использование определенных стратегий, которые можно внедрить в повседневную жизнь, уверяет Влад Макаревич. По его словам, одной из ключевых тактик является введение «периода ожидания» в 24—48 часов перед совершением покупки. Это позволяет временно отложить решение и дает возможность оценить, насколько действительно необходима вещь. Можно применить и бюджетирование — определение четких лимитов расходов.

— Существуют различные приложения для управления финансами, которые помогают отслеживать расходы и анализировать потребительские привычки. Эти инструменты обеспечивают более глубокое понимание того, куда уходят средства и какие покупки были необдуманными, — отмечает Влад Макаревич.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter