Календарь и традиции: 18 - 24 февраля 2019 года

До весны рукой подать

На следующую неделю традиционный народный календарь включает несколько знаковых и весьма важных «прысвяткаў», которые так или иначе связаны с содержанием домашнего скота, сохранением и увеличением его поголовья. 

Начинает все 18 февраля Агафья (Агата)-коров­ница. 

К корове‑кормилице всегда существовало особое отношение. И хотя у нас не практиковался жесткий запрет на употребление ее мяса, тем не менее резали корову лишь в крайних случаях: например, когда она несколько лет подряд не телилась (то есть «яловка», отсюда и название мяса «ялавiчына»); если животное совершенно было нечем кормить (случалось и такое) или оно получало серьезную травму, не позволявшую выгон на пастбище. А на мясо в хозяйстве традиционно разводили бычков: как пели в «валачобных» песнях, «цялушкi — на гадаванне, бычкi — на пажытачкi». 

Обычно хозяйка встречала пришедшую с поля Красулю или Рагулю с кусочком хлеба с солью. Поэтому на Агату специально шли в церковь, чтобы освятить хлеб и соль, предназначенные для коров. Затем их заворачивали в холстинку и привязывали к рогам коровы как оберег от всяких напастей, дурного глаза и болезней. Кстати, считалось, что соль, освященная в этот день, способна защищать и от пожара: если бедствие все‑таки происходило, такую соль бросали в огонь, чтобы потух, или в «чыстае поле» — чтобы ветер направлялся туда, а не крутился среди построек, раздувая пламя. Так и говорили: «соль святой Агаты баронiць ад агню хаты».

Внимательно наблюдали за проявлениями погоды: если в этот, третий после Громниц день относительно тепло — сильных холодов уже больше на предвидится. 

Вслед за Агафьей идет Вукол‑телятник, который также заботится «пра свойскую жывёлу» и главным образом — про благополучный отел. Один из наших литераторов рассказывал, как в хрониках своей семьи обнаружил запись: «Перагледзелi ¢сё, што iдзе на насенне, — каб не было цвiлi; ацялiлася карова — цялушка добрая; нарадзiўся сын...» И с усмешкой отмечал: первыми номерами идут сведения о хозяйственных делах и отеле, а рождение сына — уже потом. 

21 февраля — Захар‑серповидец. Осматривали и правили серпы. Теплый день выступал предвестником того, что холода накроют в период ранней весны. 

22 февраля — отдание Стречения. Гром в этот день воспринимали недобрым знаком — предупреждением, что будущий урожай будет очень скудным.

23 февраля — Прохор. Погода в это время, как правило, не отличается «лагоднасцю»: к вечеру и ночи заметно холодает, ветер гонит поземку, но именно они и свидетельствуют, что зима продержится уже недолго: «на Прохара зiма заохала», «люты, хоць i злуецца, але ж вясну чуе».

24 февраля — Власий (Аўлас). Говорили так: «Прыйшлi Прохар i Улас — скора вясна ў нас». Несмотря на то что «прысвятак сцiплы», Влас отмечался довольно широко: в народе этот день еще называли «каровiна свята». Святого Власия изображали на иконах в окружении коров, лошадей, овец — как «добрага i дбайнага гаспадара». На Власа хозяйки выпекали оладьи по количеству домашних животных — знаковое угощение‑оберег для стада. Мужчины объезжали молодых лошадей, причем ездили вокруг села, создавая некий защитный круг для территории. Всем домашним животным выдавался лучший корм, а коров даже угощали пирогами и молочной кашей. В восточных регионах на Власия стадо подгоняли к церкви, на Минщине буренкам украшали рога вереском и бумажными цветами. В храме к иконе святого Власия приносили масло: «Аўлас на масла лас», «на Аўласа бяры каўшом масла», «у Аўласа барада ў масле». 

Погода в этот день чаще всего стояла морозная, и вслед должно было быть еще три морозных дня, а потом и до весны рукой подать.

Еще одна примета, которую знали охотники и лесники: если на Власа или в ближайшие дни лоси сбрасывают рога — весна будет скорой и дружной. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter