До станции Мечты. Гродненец Петр ГОРБАЧ создает уникальные модели поездов. В миниатюре они в точности повторяют оригиналы

«Здесь у нас в квартире “железнодорожная комната”, – говорит Петр Петрович, приглашая корреспондента войти в святая свя- тых. Не один возглас восторга слышали эти стены. Вошла сюда и буквально онемела: взору предстала та самая станция Мечты, которая, как рассказал сам мастер, грезилась ему еще в детстве. Точнее, это уже не станция даже, а целый железнодорожный го- родок, созданию которого он посвятил всю свою жизнь. Здесь все по-настоящему: и дома, и двигающийся состав, и фонари, и деревья, и люди. Только в масштабе 1:87. В детстве Петр Горбач иначе как железнодорожником себя в будущем не представлял. Под стук колес, по сути, он и вырос. Родители были железнодорожниками, и свое свободное время мальчик проводил на станции. Но стал Петр врачом. После неудачной попытки поступить в институт железнодорожного транспорта отнес документы в медицинский и именно в профессии врача, которой посвятил почти сорок лет, себя реализовал. Но детская мечта создать свою железнодорожную станцию, где все было бы пo-настоящему: двигались бы поезда, горели семафоры, вел состав машинист тепловоза, такой как отец, так и осталась. И не дает покоя все эти годы.

Петр Петрович вспоминает, как впервые, будучи студентом, в магазине увидел игрушечную железную дорогу — диковинку по тем временам. — Сердце зашлось, ведь это и есть то, о чем мечтал в детстве. До сих пор помню, что стоила игрушка 7 рублей 50 копеек — большие деньги для студента, — рассказывает он. Позже игрушку все же купил. Как успевающий студент был поощрен поездкой в Ле-нинград. Помнит, что по дороге в театр на витрине одного из магазинов вновь мелькнула та самая “детская мечта”. Вернувшись в Гродно, изучил каждую деталь игрушки и понял, что хочет создать свою. Так появился первый макет вагончика, а дальше пошло-поехало. — Да, многие считают меня чудаком, так и говорят: воплотить бы этот талант в настоящее дело, какие ж деньги можно было бы заработать! — предвосхищает мой вопрос Петр Петрович. — А это и есть дело всей моей жизни, — скромно добавляет. К счастью, не все считают чудаком мастера-самородка. Правда, единомышленников, создающих подобные макеты, по всему миру не так и много. Впервые Петр Петрович понял, что его увлечение не просто “игра в детскую мечту”, а серьезное занятие, которым увлечены солидные люди по всему миру, когда на глаза попал журнал, издаваемый обществом любителей железной дороги тогда еще в ГДР. Он вышел на редакцию и рассказал о своем хобби. Каково же было удивление, когда в одном из номеров целая страница была посвящена его творчеству. Так начался обмен опытом. Сейчас в коллекции Петра Горбача уже более ста моделей. Есть там и раритетные экспонаты, в частности довоенные паровозы. И если в начале своего творческого пути мастер вырезал копии из картона, то сейчас освоил сложные технологии и при этом достиг в своем ремесле виртуозного уровня.

Он по-прежнему отдает предпочтение сугубо ручной работе, используя полистирол. Но применяет и такой способ: изготавливает металлический или пластмассовый модуль, в который заливается жидкая резина, а затем в полученную форму — специальная эпоксидная смола. Так получаются необходимые детали тепловозов и вагонов, которые при сборке снабжаются двигателями из игрушек или магнитол. Кстати, многие модели специально несут на себе печать времени или длительной эксплуатации. Например, в фонарях выбиты стекла, на вагонах полуистерты надписи, согнуты подножки. С годами круг его единомышленников ширился и стал международным. С многими общается по интернету, а с некоторыми встречается на выставках. Кстати, в Беларуси раз в год, в День железнодорожника, в здании станции Заслоново детской железной дороги в Минске организовывается международная выставка, которую не пропускает и гродненский мастер. Хотя, считает он, просто грешно держать такие уникальные макеты в “железнодорожной комнате” собственной квартиры. В пору бы создать при Белорусской железной дороге, скажем, уникальный музей из экспонатов мастеров-самородков. Ведь только в творческом арсенале Петра Горбача несколько модулей-макетов железнодорожных станций, населенных пунктов, дачных участков, выполненных в мельчайших деталях. Впрочем, по-настоящему увлеченные люди, к которым относится и Петр Горбач, о славе не думают, они просто так живут... И где-то там по железной дороге до станции Мечты бежит состав, бежит сквозь время и расстояние...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter