В Чашникском районе тревогу бьют сельчане: до райцентра не добраться, автобусы не ходят. Еду на место, чтобы разобраться, почему жители отдаленных деревень остались без транспортного сообщения.


Автобус Чашники — Селец в расписании значится. Его график — два раза в сутки по пятницам и воскресеньям. Интересуюсь в кассе: как доехать? Мне пересказывают расписание, но тут же предупреждают: лучше заранее позвонить. Автобус, мол, может не пойти, поломается там или еще какая беда приключится. Правда, диспетчер успокаивает: даже если автобус не пойдет, я, как и другие пассажиры, до места все равно доберусь, в автопарке, мол, специально дежурит легковой автомобиль. Вот и объявление об этой услуге висит. Читаю. Действительно, от руки фломастером написано, что делать в случае ЧП и какой номер набирать. Честно говоря, такой сервис меня слегка смутил, но, к сожалению, лично проверить эффективность его действия не получилось.
А вот управляющая делами Чашникского райисполкома Татьяна Леготина, с которой мы вместе решили проехать по проблемному маршруту, считает такую услугу оптимальной для малонаселенных деревень, где пассажиров раз-два и обчелся. Изредка приезжают к сельчанам погостить родственники, и если уж по-другому доставить не получается — почему не использовать малогабаритный транспорт?
— Ни одной жалобы в исполком от сельчан на транспортное сообщение не поступало, — утверждает она. — Да, перебои с автобусом были, но теперь он ходит, как и положено. Правда, рейсы убыточные.
Маршрут на Селец и вправду весьма непростой. Автобус идет по кругу. И если, скажем, до того же Сельца можно добраться за 20 минут, то из него придется проезжать через десяток деревень… полтора часа! Стоимость туда — чуть более восьми, а обратно — уже без малого 30 тысяч рублей. Конечно, желающих платить такие деньги найти сложно.
Председатель Иванского сельисполкома Людмила Морозова тоже подтверждает: автобус ходит, жалоб нет, все довольны. Последние обращения по этому поводу в сельсовет поступали три года назад, и то они касались возможности добраться в Витебск.
Идем по домам. Необычное явление, которое мне пришлось здесь наблюдать, потом будет подтверждено и в других населенных пунктах: местные жители не знают, бывает у них автобус или нет. Вот те на, думаю, может, и вправду, транспорт им не нужен? Кто-то говорит о собственном автомобиле, кто-то о родственниках, которые отвезут по первой просьбе, а кто-то и вовсе никуда не выезжает. Секрет, сама того не зная, раскрыла 78-летняя жительница Вежовки Людмила Дайнакова:
— Да автобус этот то ходит, то не ходит… Всегда звонить надо заранее, а мне то в аптеку нужно, то в поликлинику. Теперь вот и рецепты нужно новые каждый месяц на лекарства выписывать. Я обычно, чтобы в райцентр добраться, собираюсь и топаю в 6.30 до Ведрени. Километра три будет, страшновато, конечно, когда темно. Но зато надежно.
С тем, что рейсовый автобус потерял свой авторитет у населения, согласен и директор чашникского автопарка Александр Драневский. Да, месяца три-четыре рейсы срывались из-за дефицита водителей. Хотя зарплата по районным меркам у них неплохая — в январе составила в среднем 5,5 миллиона рублей, вакансии не закрывались. Сейчас на работу взяли еще несколько человек, транспорта тоже хватает, так что автобус будет ходить регулярно. Александр Васильевич не скрывает: есть проблемы и с производственной дисциплиной — не всегда водители обилечивают пассажиров, а потому и рейсы слишком убыточны.
Вместе с Александром Драневским мы подумали и над целесообразностью «кругосветного» путешествия, которое, несомненно, изначально было обречено на финансовый провал. Директор автопарка согласился: нужно разрывать маршрут и пускать автобус не по кругу, а заворачивать его обратно. В отсеченном «аппендиксе» останется лишь одна неохваченная сообщением деревня — Бояры. Но она в четырех километрах от оживленной трассы Чашники — Витебск и ее можно обслуживать другими рейсами или специально организованным — прямым. Тогда всем будет удобно и дешево, а значит, и пассажиров станет побольше. В ближайшее время Александр Драневский пообещал в виде эксперимента организовать в Селец, где проживает свыше 100 человек (в целом по нынешнему маршруту – около 1,5 тысячи), еще и третий рейс в неделю. Думаю, клиентов у автопредприятия в таком случае будет достаточно. Тем более что пользоваться прямым автобусом смогут жители попутных Коптевичей и Иванска. А это еще свыше 600 человек.
a_veresk@mail.ru
Фото автора