В Чашникском районе тревогу бьют сельчане

До Сельца дорога нелегка

В Чашникском районе тревогу бьют сельчане: до райцентра не добраться, автобусы не ходят
В Чашникском районе тревогу бьют сельчане: до райцентра не добраться, автобусы не ходят. Еду на место, чтобы разобраться, почему жители отдаленных деревень остались без транспортного сообщения.

Председатель Иванского сельского Совета Людмила МОРОЗОВА утверждает, что раз нет жалоб, то и проблем с транспортом тоже нет.

Вот такую услугу предоставляют пассажирам в Чашниках. Вот только вряд ли «автотакси» сможет заменить собой регулярное транспортное сообщение.

Автобус Чашники — Селец в расписании значится. Его график — два раза в сутки по пятницам и воскресеньям. Интересуюсь в кассе: как доехать? Мне пересказывают расписание, но тут же предупреждают: лучше заранее позвонить. Автобус, мол, может не пойти, поломается там или еще какая беда приключится. Правда, диспетчер успокаивает: даже если автобус не пойдет, я, как и другие пассажиры, до места все равно доберусь, в автопарке, мол, специально дежурит легковой автомобиль. Вот и объявление об этой услуге висит. Читаю. Действительно, от руки фломастером написано, что делать в случае ЧП и какой номер набирать. Честно говоря, такой сервис меня слегка смутил, но, к сожалению, лично проверить эффективность его действия не получилось. 

А вот управляющая делами Чашникского райисполкома Татьяна Леготина, с которой мы вместе решили проехать по проблемному маршруту, считает такую услугу оптимальной для малонаселенных деревень, где пассажиров раз-два и обчелся. Изредка приезжают к сельчанам погостить родственники, и если уж по-другому доставить не получается — почему не использовать малогабаритный транспорт?

— Ни одной жалобы в исполком от сельчан на транспортное сообщение не поступало, — утверждает она. — Да, перебои с автобусом были, но теперь он ходит, как и положено. Правда, рейсы убыточные.

Маршрут на Селец и вправду весьма непростой. Автобус идет по кругу. И если, скажем, до того же Сельца можно добраться за 20 минут, то из него придется проезжать через десяток деревень… полтора часа! Стоимость туда — чуть более восьми, а обратно — уже без малого 30 тысяч рублей. Конечно, желающих платить такие деньги найти сложно.

Председатель Иванского сельисполкома Людмила Морозова тоже подтверждает: автобус ходит, жалоб нет, все довольны. Последние обращения по этому поводу в сельсовет поступали три года назад, и то они касались возможности добраться в Витебск.

Идем по домам. Необычное явление, которое мне пришлось здесь наблюдать, потом будет подтверждено и в других населенных пунктах: местные жители не знают, бывает у них автобус или нет. Вот те на, думаю, может, и вправду, транспорт им не нужен? Кто-то говорит о собственном автомобиле, кто-то о родственниках, которые отвезут по первой просьбе, а кто-то и вовсе никуда не выезжает. Секрет, сама того не зная, раскрыла 78-летняя жительница Вежовки Людмила Дайнакова:

— Да автобус этот то ходит, то не ходит… Всегда звонить надо заранее, а мне то в аптеку нужно, то в поликлинику. Теперь вот и рецепты нужно новые каждый месяц на лекарства выписывать. Я обычно, чтобы в райцентр добраться, собираюсь и топаю в 6.30 до Ведрени. Километра три будет, страшновато, конечно, когда темно. Но зато надежно.

С тем, что рейсовый автобус потерял свой авторитет у населения, согласен и директор чашникского автопарка Александр Драневский. Да, месяца три-четыре рейсы срывались из-за дефицита водителей. Хотя зарплата по районным меркам у них неплохая — в январе составила в среднем 5,5 миллиона рублей, вакансии не закрывались. Сейчас на работу взяли еще несколько человек, транспорта тоже хватает, так что автобус будет ходить регулярно. Александр Васильевич не скрывает: есть проблемы и с производственной дисциплиной — не всегда водители обилечивают пассажиров, а потому и рейсы слишком убыточны.

Вместе с Александром Драневским мы подумали и над целесообразностью «кругосветного» путешествия, которое, несомненно, изначально было обречено на финансовый провал. Директор автопарка согласился: нужно разрывать маршрут и пускать автобус не по кругу, а заворачивать его обратно. В отсеченном «аппендиксе» останется лишь одна неохваченная сообщением деревня — Бояры. Но она в четырех километрах от оживленной трассы Чашники — Витебск и ее можно обслуживать другими рейсами или специально организованным — прямым. Тогда всем будет удобно и дешево, а значит, и пассажиров станет побольше. В ближайшее время Александр Драневский пообещал в виде эксперимента организовать в Селец, где проживает свыше 100 человек (в целом по нынешнему маршруту – около 1,5 тысячи), еще и третий рейс в неделю. Думаю, клиентов у автопредприятия в таком случае будет достаточно. Тем более что пользоваться прямым автобусом смогут жители попутных Коптевичей и Иванска. А это еще свыше 600 человек.

a_veresk@mail.ru
Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter