До седьмого колена

Многие ли знают историю своего рода, помнят имена предков, могут рассказать, где они жили, чем занимались?..

Многие ли знают историю своего рода, помнят имена предков, могут рассказать, где они жили, чем занимались? Студенту-первокурснику Могилевского архитектурно-строительного колледжа Артему Кунанцу всего 16 лет. А он уже изучил свою родословную до седьмого колена. В его списке - 257 родственников, больше тысячи фотографий, сотни писем, старинных документов. Молодой могилевчанин верит: его семейное древо, "посаженное" около 4 лет назад, еще будет прирастать новыми ветвями.


- В шестом классе учитель истории попросил нас составить свою родословную, - вспоминает Артем, раскладывая передо мной огромный - больше полутора метров в длину - лист, исписанный фамилиями предков. - Вместе с отцом мы тогда насчитали 49 родственников. И я даже расстроился: неужели нас так мало?!


С той поры практически все свободное время Артем посвящал поискам: ездил в гости к близким родственникам, писал письма дальним, посылал запросы в архивы. И постепенно на его поначалу довольно чахлом семейном древе стала образовываться густая крона.


- По старым летописям и церковноприходским книгам удалось установить, что фамилия Кунанец впервые упоминается в XVIII веке. Жили Кунанцы в местечке Яворов, километрах в 50 от Львова. Родоначальница этой ветви Мария Кунанец, моя прапрабабушка, появившаяся на свет в 1882 году, в 18 лет вне брака родила сына Прокопа. Он женился на Катерине из зажиточного рода Мацула. И в 30 лет прочно стоял на ногах. Был кустарем-одиночкой: бондарничал, строил дома. Кроме надела земли, имел в собственности небольшой участок леса. У Прокопа было пятеро детей: Тарас, Анна, Владимир, Богдан и Адам - мой дедушка. Но судьба у предка - нелегкая. Его сын Володя прожил всего полтора года. А в 1946 году за то, что старший сын - Тарас - якобы примкнул к бандеровцам (Тараса расстреляли), а дочь Анна уехала в Германию, Прокопа вместе с женой, матерью, Адамом и Богданом сослали в Сибирь. 15 лет он работал там на шахте. Позже вернулся на Львовщину. А умер в Могилеве, куда перебрался, похоронив жену, к младшему сыну Адаму.


Дочь Прокопа Анна в Германии вышла замуж за Мартина Предко, переехала с ним в Канаду, после - в США. Детей у нее тоже было пятеро. Эту свою ветвь Артем отыскал через интернет. Случайно обнаружил во "всемирной паутине" письмо Анны, которая, как и он, искала своих близких. Артем откликнулся сразу. Но ответила ему младшая дочь Анны - Яна. Она и поведала, что ее мать умерла в 2005-м, прожив 82 года.


Младший сын Прокопа - Адам - жив. У него трое взрослых сыновей. В их числе отец Артема - Александр.


О родственниках, которых нашел и в Бельгии, и в Германии, Артем может рассказывать часами. В поисках точных данных они с отцом, матерью и старшей сестрой исколесили Беларусь и Украину. Многих представителей "родной крови" отыскали на Витебщине.


- Глядя на дома предков, пустыри, на месте которых когда-то стояли их хаты, на одинокие, заброшенные могилы, я осознал, что многое потеряно безвозвратно, - признается Артем. - И еще больше захотел восстановить связь поколений. Начал писать запросы в архивы. Из Львовского национального получил ответ, что, по сведениям кандидата исторических наук, сотрудницы Львовской научной библиотеки Натальи Кунанец (вдруг тоже моя родственница?), в 1897 году на Львовщине проживало 27 мещан с такой фамилией. Сегодня я знаю, что мое родословное древо состоит из 4 основных ветвей - Кунанцов, Молчановых, Грибовских и Карташовых - и 37 фамилий. И я теперь единственный продолжатель фамилии Кунанец по мужской линии. Занимаясь поисками, я узнал много интересного. Например, о том, что в нашем роду были любопытные имена: Дарка, Тит, Фроня, Харлам, Ореся...


Разные имена, разные судьбы, разные занятия. По словам Артема, большинство его предков - крестьяне. Ныне в роду - инженеры, продавцы, доярки, слесари, программисты, пекари, шахтеры... Люди разных профессий, они трепетно относятся к семейным традициям. К примеру, Кунанцы каждое воскресенье собираются в доме самого старшего из рода - деда Адама. На таких семейных обедах чаще всего подают вареники с картошкой. Рецепт их приготовления переходит из поколения в поколение, а достался от украинских предков. А еще всех мужчин из рода Кунанец объединяет общее хобби. И прапрадед Артема, и прадед, и дед были прекрасными ремесленниками. Резьбой по дереву занимается сегодня его отец. И у Артема это прекрасно получается. Что тут скажешь - корни!


Фото автора и из семейного архива Артема Кунанца.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter