До Парижа рукой подать

Одним из самых успешных музейных проектов прошлого года стала выставка «Художники Парижской школы из Беларуси»...

Одним из самых успешных музейных проектов прошлого года стала выставка «Художники Парижской школы из Беларуси». О том, чтобы привезти оригиналы Шагала, Сутина, Зарфина в Минск, мечтали давно. Но еще несколько лет назад никто не мог предположить, что картины не просто прибудут на историческую родину, но и останутся здесь навсегда.


Все началось с того, что Владимир Счастный, председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО, издал книгу «Художники Парижской школы из Беларуси». Это был (и по сей день есть) первый и самый полный справочник о мастерах начала ХХ века, творивших в «Улье» — знаменитой творческой «лаборатории» в столице Франции.


Чтобы сами картины появились в Беларуси, нужны были деньги. И они нашлись. Объявился меценат — Белгазпромбанк, купивший для корпоративной коллекции более 40 творений наших парижан. Я встретил председателя правления банка Виктора Бабарико (на снимке) в Национальном художественном музее на торжественном закрытии выставки. Он стоял у картины Хаима Сутина, которая оценивается в 400 тысяч долларов. И на вопрос, зачем вкладывать деньги в искусство, ответил так:


— Это нужно, чтобы дать возможность соотечественникам осознать масштаб белорусской культуры, ее значение в мировом контексте. Я приходил на выставку в будние дни и смотрел картины вместе с посетителями, чтобы понять, как публика относится к проекту. Такой атмосферы интереса к искусству я не чувствовал еще нигде и никогда.


Кроме живописных полотен, приобретенных банком, в НХМ выставлялись и работы из частных коллекций. Проект дал повод собирателям раритетной живописи «объявиться» — причем представили свои сокровища не только белорусы, но и россияне. Выставка прозвучала как международная. А Владимир Карачевский, первый заместитель министра культуры, подметил важную тенденцию:


— В стране появились свои меценаты и коллекционеры, которые тратят деньги не только на дорогие машины, но и вкладывают их в духовность — наше будущее.


Генеральный директор НХМ Владимир Прокопцов подсчитал, что сотрудники музея провели более 100 экскурсий:


— Это значит, что люди приходили не просто посмотреть шедевры, но и углубиться в историю искусства, понять феномен «Парижской школы», познать судьбы ее представителей, родившихся в Белоруссии. Мы сделали крупный образовательный проект — открыли неизвестную страницу в истории национальной культуры для тысяч сограждан.


И еще один акцент. Впервые Беларусь посетили потомки великих художников: Дина Любич — дочь Осипа Любича, Ив Дюлак — внук Сэма Зарфина, пришла Нина Феропонтова — племянница Хаима Сутина. Все эти люди впервые встретились благодаря выставке вместе на земле своих предков.


А проект «Художники Парижской школы из Беларуси» ждут «гастроли» — сначала по стране, а затем и по миру.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter