В Украине вступают в силу законы о декоммунизации

До основания. А зачем?

Сегодня в Украине вступают в силу законы о декоммунизации. После того как в минувшую пятницу украинский президент Петр Порошенко их подписал, а парламентская газета «Голос Украины» вчера опубликовала — они начинают действовать на всей территории страны. Речь, напомню, о целом пакете новых законодательных норм, который включает закон об осуждении коммунистического и нацистского режимов, о доступе к архивам репрессивных органов СССР, об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне и о правовом статусе борцов за независимость Украины. Теперь споры об историческом прошлом перерастают из идеологической в сугубо практическую плоскость.


Будут ли украинцы повально сносить советские памятники и менять миллионы табличек и указателей? Как переименуют Днепропетровск? Запретят ли ветеранам носить ордена и что станет со знаменитым монументом «Родина–мать», который находится в Киеве?

Кстати, что касается памятника «Родина–мать», то его вроде демонтировать не будут. Но звучат заявления, что символ на щите памятника — герб СССР — необходимо заменить на тризуб. Между прочим, монумент относится к Национальному музею истории Великой Отечественной войны. А по закону вето не будет распространяться на госнаграды, частные коллекции, реконструкции исторических событий, демонстрирование символики в музеях и на выставках и использование ее в научных пособиях и учебниках. Все остальное, касающееся советской символики, окажется вне закона.

Самый резонансный вопрос — переименование городов. Какая судьба ждет города — с почти миллионным населением Днепропетровск и 300–тысячный Кировоград, названные в честь партийных деятелей ЦК Григория Петровского и Сергея Кирова? В прошлом они звались Сичеславом и Елисаветградом.

А еще Артемовск может стать Бахмутом, Дзержинск — Щербиновкой, а Свердловск — Должанском... Карты–схемы городов, которым могут вернуть исторические названия, уже вовсю публикуются в украинской прессе.

Впрочем, проблема гораздо шире. Украинский политолог Кость Бондаренко считает, что законы о декоммунизации вызовут рост напряжения в обществе и недовольства властью. По его мнению, законы еще дадут о себе знать: власть получит серьезный урок на будущих выборах, ведь она бросила вызов старшему поколению...

Действительно, декоммунизация проводится не впервые в Европе. Через это прошли уже многие постсоветские страны, так же как и государства Восточной Европы. Привела ли она к желаемым результатам для ее инициаторов? Прокомментировать процесс я попросила секретаря ЦК КПБ по идеологической работе Валентину Леоненко.

Валентина Леоненко— Валентина Степановна, как вы расцениваете принятые законы о декоммунизации в Украине?

— Антисоветизм и декоммунизация — это два главнейших тренда в постсоветских и постсоциалистических странах. Это то, что называется прикрытием, дымовой завесой. Ведь совершенно понятно, что когда либералы пришли к власти, они ведь не сделали эти страны процветающими. И для того чтобы отвлечь внимание граждан, они всю вину возлагают на коммунистов и постоянно борются с коммунизмом. Точно так же и в Украине. 23 года коммунисты там уже не у власти. Но, оказывается, они виновники того бедственного положения, в котором оказалась Украина. Отсюда запрет коммунистической и советской символики. Беда в том, что борются не только с коммунистической идеологией, но ведь с инакомыслием вообще. Там нет возможности высказать свое мнение, отличное от того, что сегодня признано официальным. Национализм, причем радикальный, возведенный в ранг государственной политики, не приемлет никакой иной мысли, кроме своей собственной. Та серия законов, которая принята Радой, — это камень раздора, который не даст возможности объединиться стране. Как сказал один известный общественный деятель, в годы Второй мировой войны 6 миллионов украинцев сражались в войне. 350 тысяч сотрудничали с нацистами. И вот эти 350 тысяч победили сегодня не только те 6 миллионов, которые воевали против нацизма, но и оказались героями. Наверное, надо переболеть этим, чтобы потом окончательно перевернуть эту страницу.

— Вы будете продолжать контакты с украинскими коллегами после того, как там Коммунистическая партия оказалась под запретом?

— Понимаете, в чем лукавство? Они ведь компартию не запретили, нет такого запрета на партию. Они запретили коммунистическую символику. А что значит лишить партию символики? Это то же самое, что лишить человека фамилии, имени и отчества. На выборы ты не пойдешь, потому что не сможешь выставлять свою программу.

23 года после распада Советского Союза гражданам Украины постоянно промывали мозги, что они избранная нация, что они были оккупированы и несправедливо обделены в Советском Союзе... Но если считать, что Украина 70 лет находилась под советской оккупацией, то у людей с логикой не все в порядке. Я не видела государства, которое было бы под оккупацией и достигло в экономическом и социальном развитии такой высоты.


romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 94 (24724). Четверг, 21 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter