До лампочки...

Иногда нужное дело по воле бюрократов превращается в кампанейщину и ненужное напряжение

Иногда нужное дело по воле бюрократов превращается в кампанейщину и ненужное напряжение

Захожу как-то в одно весьма солидное учреждение, а там знакомый сидит и затылок чешет. “Чем, — спрашиваю, — так озабочен?” “Да вот, — отвечает, — сверху спустили требование подсчитать, сколько электрических лампочек горит на предприятиях и в организациях региона. А как подсчитать, когда их десятки, если не сотни тысяч?”

Как оказалось, “умные” головы решили не отстать от требований времени. И поскольку нынешний год объявлен в нашей стране Годом бережливости, захотелось им получить реальную картину непроизводственного энергопотребления в производственной сфере. А вдруг здесь сэкономить получится?! С такой инициативой ведь и прогреметь на всю страну можно.

Требуемые сведения, как бы трудно ни было, собрали. Хотя за их достоверность никто не поручится, поскольку, конечно, на предприятиях-гигантах никто лампочки не считал. Отчитались “от фонаря”. Но оказалось, что нужно не только количество лампочек указать, но и мощность каждой. И опять пошло “напряжение” по всей системе отчетности.

В принципе, на рациональном использовании электроэнергии в целях освещения сэкономить можно. И нужно. Правда, не подсчетом горящих лампочек. Для этого на каждом предприятии, в организации существует показатель энергосбережения, входящий в ряд производственных и основных для статистической отчетности. До лампочек, разумеется, он не детализирован, поскольку оперирует куда более значительными величинами.

Вот так государственное дело бережливости по воле бюрократов превращается в кампанейщину и ненужное напряжение. Хотя, кто знает, возможно, после сбора такой “статистики” появится “умная” книжка, претендующая даже на научную оценку.

Бюрократизм нужен. В некоторых случаях он просто необходим. И мне в своей журналистской биографии приходилось даже защищать бюрократов. Не в том популярном ныне понимании смысла этого термина, а в том, как его толкуют словари. Ведь по ним выходит, что бюрократ — это служащий, неукоснительно выполняющий свои обязанности, предписанные ему регламентирующими его деятельность документами. И достаточно представить на минуту, что бы происходило, если бы вольготно и раскованно чувствовали себя на рабочих местах авиадиспетчеры, дежурные на атомных электростанциях и других объектах повышенной опасности. Строгости с соблюдением законов и порядка нужны в судах, инструкций — в финансовой сфере и еще много где.

Но, как у каждой медали есть обратная сторона, так и каждое явление, в том числе и социальное, способно мутировать в нежелательную сторону. Вот и бюрократизм в популярном его понимании приобрел такие формы и “ареал” распространения, что становится опасным, искажающим социальные устремления государственной политики. Поэтому не случайно глава нашего государства так требовательно относится к искоренению необоснованных бюрократических проявлений и привлечению к строгой ответственности виновных в них. Однако...

Что еще удивляет, так это то, что в каждом кабинете на каждом рабочем столе, куда ни зайди, стоит современный компьютер. Правда, чаще всего обложен он кипами бумаг, что свидетельствует о недоверии к нему пользователей. Как же, а вдруг случится что? Программа “зависнет” или иной сбой в работе. А бумажка ведь никуда не денется, она всегда под рукой. Вот и требуют ее как подтверждение на каждый, что называется, чих.

Между тем Президент страны в своем ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию как одну из первоочередных задач определил масштабную информатизацию общества. Она должна стать общенациональным проектом, обеспечить стратегический прорыв, “кардинально решить проблему дебюрократизации за счет масштабного внедрения государственных электронных услуг”. Информационные технологии изменили облик современного общества. Только туго поддается этим изменениям бюрократ, поскольку тогда теряет свои амбиции и значимость.

Приведу еще один “живописный” пример из недавнего личного опыта. В 60 лет мужчина приходит оформлять трудовую пенсию. Среди вороха документов, который ему необходимо собрать, есть и справка о прохождении воинской службы. При этом даже по трудовой книжке можно судить, что он в армии не служил. Но нужна бумажка. Для чего? А никто не знает. Так заведено. И пошел мужик по инстанциям. А в военкомате своя строгость. Подпись комиссаром документов — в определенное время. Сегодня опоздал — приходи завтра.

Хотя, казалось бы, чего проще сделать по электронной почте запрос в тот же военкомат. Но складывается впечатление, что о такой “субстанции”, как работа одного окна, о которой так много говорили в недавнем прошлом, начинают понемногу забывать. Пошумели — и хватит. Все больше получается как некогда у знаменитого Райкина: “Нам нужна справка, что вам нужна справка, что им нужна справка...” А что людям при этом приходится не один день бегать по инстанциям, бюрократу “до лампочки”.

Кстати, и о лампочках. В том же послании Президент отмечает, что широкая информатизация поможет “создать принципиально новую систему учета и контроля, ...обеспечить дополнительный эффект в энергосбережении”. Готовое руководство к действиям и изменениям. А начать каждый должен с себя.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter