До и после отпуска

Об отпуске...
«Как хорошо ничего не делать, а потом... отдохнуть!» — шутят жители знойной Испании, знающие толк в шумных фиестах и праздности знаменитой сиесты. А я вот совершенно серьезно. Вы разве не согласитесь? Вернувшись из отпуска, полного новых вкусов и впечатлений, идеального безделья и сибаритства, шума пляжных вечеринок и мистерии морского заката, дома почему–то ощущаешь апатию, лень и сонливость. А перспектива рабочих будней? Как привыкнуть к тому, что обязательства и стрессы снова возьмут в объятия, как в стальные тиски? И время, когда мы безраздельно принадлежали сами себе, растворяется в прошлом. Отпуск закончился...

Хандра и уныние в этот период не редкость. Но как же это понять? Объяснить? Отдых ведь удался, ожидания оправданны. Возможно, даже наверняка дело в контрасте: еще вчера мы ощущали релакс и свободу, сегодня же навалилось с десяток житейских проблем. Потому и считается: никто так не нуждается в отпуске, как человек, только что вернувшийся из него. Со статистикой не поспоришь. Оказалось, каждый третий работник в Европе по окончании своего законного holiday испытывает чувство разбитости и тоски, получает головные боли с бессонницей. Натуры особо чувствительные и вовсе заболевают. Начальство, понятное дело, думает о таких однозначно нелестно — трудовую дисциплину никто не отменял. Но как ни крути — на резкую смену деятельности, географических и часовых поясов организм реагирует непредсказуемо. Поэтому возвращение к рабочим будням после отпуска психологи склонны всерьез считать мини–кризисом.

Немецкие ученые выяснили: в период приятного отдыха умственные способности человека снижаются на 20 пунктов. Потому это нормально, когда вчерашний отпускник выглядит подстреленным тетеревом до момента «полного оживления». Лояльные исследователи данного вопроса и вовсе советуют начальству разрешить «утомленным солнцем и морем» первые два дня трудиться по сокращенному графику, чтобы не провоцировать у них... нервный срыв. В общем, послеотпускная хандра — не изнеженность или слабость, а явление вполне натуральное. И «адаптация» здесь — волшебное слово, которое в считанные дни все исправит. А уж кому точно не позавидуешь, это тем, кто мается после отпуска не из–за смены часовых поясов и ритма жизни, а от того, что обязательства до предела скучны и однообразны.

Мне в этом вопросе наверняка повезло. Ни одного из заявленных минорных симптомов, к счастью, не испытала. Признаюсь, в первый день по возвращении с летних каникул ужасно хотелось спать, второй — не отрываться от интернета, на третий наступила полная «боевая готовность». Да, пробудился прежний вкус к работе, который ушел в легкую летаргию за две недели до отпускного старта. Быть может, у меня все так нетипично и бездепрессивно, потому что обошлось без форс–мажора? Ведь по возвращении трап был подан не к знакомым наперечет ступенькам офиса. Спасла возможность насладиться отдыхом еще больше недели.

...Вторая половина августа, и снова привычный путь на работу. Все как всегда — стол, монитор, рабочая почта. И все здесь чуть по–другому. Но как же мой замечательный отдых на Ионическом море? Жаль, но он уже сдан в архив приятных воспоминаний летнего сезона–2013. И тут я подумала: безусловно, каждый отпуск — это лишь недолгий и призрачный мираж нашей абсолютной свободы. Но как необходима каждому из нас эта воздушная иллюзия, эта нарядная фата–моргана. Что до послеотпускной хандры... С ней уж точно как–нибудь совладаем.

Советская Белоруссия №155 (24292). Среда, 21 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter