Формула-1. Гран-при Катара. Квалификация

До чемпионского титула рукой подать

Выиграв свой очередной поул по ходу квалификации Гран-при Катара, Макс Ферстаппен никому не оставил сомнений, что в этот гоночный уик-енд он собирается с командой «Ред Булл» отпраздновать свой 3-й чемпионский титул. И даже если голландец вообще не финиширует ни в субботнем спринте, ни в воскресной гонке, вряд ли его напарник сможет собрать максимальную коллекцию очков здесь на автодроме Лосаил, построенном в Аравийской пустыне.

Это стало вполне очевидным после провала Серхио Переса во втором сегменте пятничной квалификации, назначение которой - расстановка пилотов на стартовой решетке воскресной гонки. Мексиканец в решающей попытке выехал за пределы трассы в одном из каверзных поворотов автодрома, и результат его лучшего круга был аннулирован. Старт с 13-й позиции при такой плотной борьбе соперников в первой десятке вряд ли позволит второму номеру австрийской «конюшни» вырвать победу. При всем при этом не будем забывать, что стабильнее Макса Ферстаппена в этом сезоне еще никто себя не показывал.

Справедливости ради следует отметить, что празднование очередного титула чемпиона для своего подопечного в условиях Катара команде «Ред Булл» может встать, что называется, «в копеечку». Как известно, здесь , как и во многих других соседних государствах, запрещена продажа спиртных напитков. Поэтому если придется поить механиков и персонал алкогольными радостями, то закупиться здесь можно лишь в небольших количествах в дорогих закрытых ресторанах и клубах, да еще и в несколько раз дороже номинальной цены этого спиртного.

Согласитесь, удивительная для Формулы-1 сложилась ситуация. Вопрос о добыче за разумную цену спиртных напитков для праздника стал более актуальной проблемой, чем получение недостающих очков для самой причины праздника. Слишком уж хорошей вышла машина «Ред Булл», построенная Эдрианом Ньюи к этому сезону. Отрыв обладателя поула от ближайшего соперника составил почти пол-секунды. Не удивительно, что при получении традиционной награды за выигранную квалификацию в виде уменьшенной копии реального колеса болида, которую руководитель «Пирелли» лично вручал Максу Ферстаппену, голландец на гоночной трассе в Катаре вчера вечером был доволен, расслаблен и психологически невозмутим.

Нарушил - получи наказание

Автодром Лосаил изначально был предназначен для чемпионата MotoGP. Он был построен в этом ближневосточном эмирате в рекордно короткие сроки, фактически за год, к сезону 2004-го года. Пятью годами позже сюда приехали и болиды, правда в начале это был лишь машины молодежной серии. И лишь в 2021-м году сюда приехала и Формула-1.

С 2007-го года на этом автодроме функционирует система искусственного освещения, которая до недавнего времени считалась самой крупной в мире, пока пальму первенства у нее не перехватила трасса Яс Марина в Абу Даби. Гонки в темное время суток придают Лосаилу особый оттенок, привлекая сюда богатые кошельки со всего Аравийского полуострова. По сути дела, нынешняя гонка всего вторая в истории, поскольку в прошлом сезоне Катар принимал чемпионат мира по футболу. В дебютном 2021-м году из-за пандемии Лосаил заменил «выпавшую» из календаря Австралию. И можно сказать, что официально в рамках многолетнего контракта с Формулой-1 местный автодром в этом году принимает Большие призы в первый раз.

Особенностью этого автодрома считается наличие быстрых поворотов и специфические зоны безопасности. Не имея возможности сооружать гравийные ловушки, чего стараются всячески избегать при проведении чемпионата MotoGP, в Лосаиле решили положить вне трассы в опасных местах для вылетов специфическое асфальтное покрытие. Оно эффективно «остужает» пыл гонщиков, пытающихся сократить время прохождения круга за счет срезки некоторых поворотов.

Однако непосредственно отмеченную белыми линиями трассу от этого асфальта разделяют еще и довольно широкие зоны обычного покрытия, которыми гонщики могут воспользоваться при незначительном вылете с основной траектории. Тут уж стюарды задействуют электронную систему слежения, которая выдает сигнальную информацию в случае выезда болида всеми 4-мя колесами за белую черту границы трассы. Получив такой сигнал, судьи списывают время прохождения круга во время квалификации. А во время гонки за подобные нарушения будут даваться предупреждения, при накоплении которых (свыше 3-х) будет затем выписываться 5-секундный штраф.

Казалось бы, зачем такие премудрости? Поставьте в этих местах неудобные высокие поребрики, и пилоты сами не будут заинтересованы в нарушении пределов трассы. Но ведь поребрики, если они высокие, способны быстро разрушать днище и подвеску машин, а если они невысокие, то значит неэффективные в данной ситуации. Потому-то и было отдано предпочтение пенитенциарной системе. Нарушил правила, получи наказание.

Учитывая высокие скорости, на которых проходят эти повороты машины Формулы-1, трудно упрекнуть гонщиков за то, что они не соблюдают пределы трассы. Поэтому нарушений было много, ровно столько же было и выписано штрафов.

МакЛарен? Нет, «Мерседес»

Первоначально тройка победителей квалификации выглядела так: Макс Ферстаппен, как обладатель поула, затем в итоговом протоколе значился Ландо Норрис на своем «МакЛарен», а третьим был Джордж Рассел на «Мерседес». Но не успела местная журналистка взять традиционное интервью по результатам квалификации у Макса Ферстаппена, как Ландо Норрис был отправлен стюардами в конец первой десятки. Оказалось, что в последней попытке британский гонщик выехал с трассы, что было тут же замечено электронными «сторожами». А поскольку и в предыдущих попытках финального сегмента Ландо не смог чисто проехать зачетный круг, то в результате он оказался, как говорится, «без времени».

Это решение судей дало возможность в тройку победителей включить дебютанта команды «МакЛарен» Оскара Пиастри. Но и торжество юного австралийца длилось недолго. С небольшим опозданием, но электронная система слежения выдала свое предписание и в отношении Оскара. Благо, что в арсенале дебютанта сезона нашелся «чистый» круг. В итоге, Пиастри будет на стартовой решетке готовить машину к воскресной гонке на 3-м ряду рядом с Шарлем Леклером, показавшим на своем «Феррари» 5-е время.

Таким образом окончательная расстановка сил в авангарде для старта основной гонки стала выглядеть более привычно для этого сезона, то есть без оранжевых цветов «МакЛарен».

Безусловному лидеру чемпионата Максу Ферстаппену компанию на первом ряду составит Джордж Рассел. Второй ряд разделят давние соперники, ветераны Формулы-1 Льюис Хэмилтон на «Мерседес» и Фернандо Алонсо на «Астон Мартин».

По всей видимости, на стартовом круге гонки эта четверка и будет задавать основной темп. И от их действий будет зависеть, как затем выстроится пелотон. Опыта им не занимать, как никак 11 чемпионских титулов на всех. Лишь Джордж в этой компании кажется лишним звеном. Но это только на первый взгляд. Британец сегодня далеко не дебютант, чтобы допускать нелепые ошибки пилотирования. А его неуступчивость в дуэлях со своим напарником добавит лишь экстрима в стартовую борьбу лидирующей группы.

Провалы и сюрпризы

Неожиданным сюрпризом по итогам квалификации явилось присутствие на 4-м ряду стартового поля французской команды «Альпине», причем в полном составе. Пьер Гасли и Эстебан Окон, оба француза и оба 1996-го года рождения. Поначалу своей карьеры в картинге были друзьями, затем откровенными врагами. Вплоть до того, что их семьи не общаются уже многие годы. Из-за этого руководство их нынешней «конюшни» вынуждено было принять оригинальные меры воздействия на родителей пилотов: им запрещено появляться в боксах команд на одних и тех же автодромах без специального разрешения босса «Альпине».

Во всех трех сегментах Пьер был хоть на чуточку, но все же быстрее Эстебана. Но их результаты были столь близкими, что между их фамилиями в итоговом протоколе ни разу не появлялись другие соперники. Гасли на 7 месяцев старше своего напарника. Возможно, что в данном случае именно этот фактор и сыграл на пользу победителю этой чисто французской дуэли.

Но если в квалификации пилоты «Альпине» могли ехать в своих попытках порознь на трассе, то в гонке они неминуемо сойдутся в сражении уже на первых секундах. Интересно будет посмотреть, хватит ли обоим благоразумия, и на чьей стороне будет удача? Ведь по сути дела машины у них одинаковые, гоночный опыт практически тоже сопоставим. И даже в личном зачете чемпионата они идут рядом, у Пьера на 8 очков больше, чем у Эстебана.

Если быть объективным, то столь высоким квалификационным результатом пилоты «Альпине» обязаны скорее провалу соперников, чем собственным достижениям. Давайте реально посмотрим на вещи. Если Фернандо Алонсо сумел на «Астон Мартин» показать 4-й результат, то 17-е место его канадского напарника Лэнса Стролла иначе, как провалом не назовешь.

Еще один пилот, который явно на старте будет «не на своем месте», так это Серхио Перес. Претендуя, правда, уже чисто теоретически, на звание чемпиона этого сезона, мексиканец не может считать свой 13-й результат нормальным для себя. Ведь по сути дела в его распоряжении такой же чемпионский болид «Ред Булл», как и у Макса Ферстаппена. Что бы там ни говорили о конспирологических теориях и подыгрывании австрийской «конюшни» своему лидеру, машины «Ред Булл» должны быть на старте рядом, но ни как ни в разных концах решетки.

Единственному победителю Гран-при этого сезона, не имеющему машины «Ред Булл», Карлосу Сайнсу тоже вряд ли можно позавидовать. Пилот итальянской скудерии смог квалифицироваться на своем «Феррари» лишь 12-м.

Добавим к этой тройке Ландо Норриса на «МакЛарен», о котором упоминалось чуть выше, и станет понятным, что места пилотов команды «Альпине» должны были бы быть явно за пределами первой десятки. А так, даже Вальттерри Боттасу на его слишком уж скромненьком «Альфа Ромео» досталось весьма высокое для этого сезона 9-е место.

Подводя краткий итог, можно сказать, что старт воскресной гонки обещает быть интересным. Будем надеяться, что и сама гонка доставит удовольствия тем нашим читателям, которые уделят пару часов своего времени событиям на трассе в Катаре.

Напомним, что сегодня в 16.00 по минскому времени пройдет еще квалификация к спринтерской гонке, а затем в 20.20 состоится и сам спринтерский получасовой заезд. Длина дистанции составит 100 км, то есть ровно треть от предусмотренной в главной гонке Гран-при Катара.



Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter