До чего дошли

Андрей Харковец: Налоговая нагрузка не мешает экономике расти

Налоговая нагрузка абсолютно не мешает экономике успешно развиваться

Такое заявление сделал министр финансов Беларуси Андрей Харковец, выступая на итоговой коллегии ведомства. В то же время он отметил, что налог на прибыль необходимо снижать, делая это за счет расширения налоговой базы. Итак, трансформация налоговой системы Беларуси привела к тому, что сегодня фискальная нагрузка сопоставима с уровнем многих европейских стран, где действуют похожие социальные стандарты. Это в среднем около 40 % к ВВП, включая платежи по соцстрахованию. В нашей стране этот показатель за 2012 год составил 40,7 %, и это на 10 % ниже, чем в 2008-м.

«Возможности механического снижения ставок основных налогов или установления новых налоговых льгот и стимулирующих режимов фактически исчерпаны», — подчеркнул Андрей Харковец. Кстати, эффективность последних не подтверждается сегодня уровнем развития в малых городах и в сельской местности. Производственного всплеска там не наблюдается, добавил министр финансов. В ведомстве заявляют, что такие подходы могут привести к невозможности финансировать заявленный уровень государственных расходов. В то же время налоговая трансформация продолжится, тем более что борьба между странами за капитал и инвестиции постоянно обостряется. «В этих условиях на первый план выходит задача расширения налоговой базы и снижения на этой основе ставки налога на прибыль, оказывающего наибольшее влияние на инвестиции», — заявил Андрей Харковец. По мнению министра, основной резерв — это ревизия и сокращение налоговых льгот. Полностью отказаться от них не получится. Например, при дефиците внешних инвестиций вряд ли стоит отменять преференции, направленные на их экономическое стимулирование. Но льготы должны перейти из обычной практики в разряд исключений.

Министр финансов подчеркнул, что фискальные послабления должны приводить к реальному экономическому росту, созданию новых мощностей и рабочих мест. И неразумно рассматривать их как способ оптимизации и минимизации налоговых обязательств. Отказаться от излишних и избыточных льгот вполне реально, считают в Минфине. «Это даст импульс развитию всех секторов экономики, а не только избранных получателей налоговых преференций», — добавил Андрей Харковец.

Одна из приоритетных задач для налоговиков — уменьшение временных затрат на оплату налогов не менее чем в 2 раза. В свете улучшения позиций в рейтинге “Doing business” стоит рассматривать также перенос части бремени по социальным платежам с нанимателей на работников. «Но это не единственный аргумент в пользу таких изменений, — заметил министр. — Главное — в рамках подготовки новой модели пенсионной системы мотивировать человека на уплату взносов в пенсионный фонд соразмерно его реальным доходам. Это поможет решить проблему выплат зарплаты в конвертах, соответственно, вывести из теневого оборота существенные объемы неучтенного ВВП».

Проведя территориальный анализ доходов бюджета, специалисты Минфина выяснили, что в 70 % регионов налоговый потенциал ниже среднереспубликанского. Зачастую бюджеты «выезжают» за счет валообразующих предприятий, созданных еще в советское время. А где же вклад вновь создаваемых высокотехнологичных и инновационных предприятий, в том числе с участием частных инвестиций? По оценкам, при достижении районами среднего уровня налогового потенциала дополнительные поступления в доходы местных бюджетов составят порядка Br 2 трлн. «Это посильно каждому региону, необходимо обеспечить прирост доходов на уровне 7—10 % в реальном выражении, в среднем это около Br 25—30 млрд.», — считает Андрей Харковец. И добавляет, что налоговые преференции здесь ни при чем: «Необходимо создавать режим наибольшего благоприятствования в вопросах землеотвода, передачи неиспользуемых зданий, строительства инфраструктуры, недискриминационной политики обеспечения трудовыми ресурсами и другими нефинансовыми факторами поддержки частных инвестиций».

Министр напомнил, что государство поддержало инициативу предпринимателей о стимулировании деловой активности. В ответ на снижение ставок по упрощенной системе налогообложения, при изменении критерия выручки бизнес заявлял о потенциале создания более 20 тысяч новых рабочих мест ежегодно с зарплатой $ 500—700 в эквиваленте. Соответственно, налоговые поступления должны увеличиться примерно на Br 1,5 трлн. в год. «Сейчас, когда все решения приняты, мы находимся на этапе выполнения обоюдных обязательств, поэтому искомые дополнительные доходы, новые рабочие места зависят от эффективного диалога местных органов власти с малым бизнесом», — добавил Андрей Харковец.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter