Витебская ГЭС станет самой современной в мире

Дни турбин их

На Витебской ГЭС начался последний этап испытаний — крупнейшая в стране гидроэлектростанция уже поставила в республиканскую сеть свыше 21 миллиона киловатт-часов электроэнергии.

Двина снимает напряжение


Витебская ГЭС станет самой крупной в стране и самой современной в мире. Общая высота гидроузла, от нижней до верхней отметки, — более 40 метров. Это примерно 14-этажное здание. Установленная мощность станции — 40 МВт. Она сможет вырабатывать 138 миллионов киловатт-часов дешевой и экологически чистой электроэнергии в год. Стоимость стратегически важного для страны проекта — 186 миллионов долларов. Благодаря строительству Витебской ГЭС наши энергетики будут ежегодно экономить более 42 тысяч тонн условного топлива — то есть свыше 11,5 миллиона долларов.


…Зрелище поистине завораживающее. Вместе с начальником управления по строительству Витебской ГЭС Иваном Михайловым мы стоим аккурат посередине реки. Где-то внизу бурным потоком Западная Двина, минуя бетонные проходы, падает примерно с десятиметровой высоты. Отдав положенную энергию бездушным, но очень умным машинам, вырывается на волю и спешит убежать подальше от западни. И тем не менее ее течение, отрегулированное расширенным руслом и как следует укрепленными берегами, уже стало дисциплинированным. Здесь, на многие километры до и после гидроэлектростанции, своевольничать река уже не сможет. И баловаться, как раньше, подтапливая и заболачивая окрестные земли, также не в силах. А вверх по течению — настоящее море. Красивое, чистое, окаймленное лесом.

Обновление реки


— Местами ширина Западной Двины практически достигла полукилометра, — отмечает Иван Юрьевич. — Даже старожилы такого не помнят. Люди уже оценили эту красоту. В минувшие выходные на берегах было множество рыбаков, витебчане целыми семьями отдыхали на природе и любовались обновленной рекой.


Любоваться и вправду есть чем, хотя на Витебской ГЭС еще продолжаются строительные работы. В целом, что касается основного здания гидроузла, его машинного зала — уже все готово. Здесь завершается отделка некоторых элементов. На подходе к зданию заканчивают прокладку инженерных коммуникаций. На электрораспределительной станции, которая уже давно принимает «свежеиспеченную» из воды электроэнергию, оттачивают взаимодействие сложнейшего оборудования и наводят красоту. 

Изо дня в день на объекте продолжают трудиться около сотни строителей. В основном это белорусы. Несмотря на то что генподрядчиком является китайская компания CNEEC, необходимость участия большого количества иностранных специалистов на завершающем этапе уже нецелесообразна.

Семь футов под килем


Буквально на глазах вырисовываются очертания еще одного масштабного сооружения — шлюза для пропуска судов и рыбы во время нереста. Длинный бетонный коридор сможет принять любое судно. В зависимости от того, намерено оно направиться вверх или вниз по течению, с помощью огромных шлюзов будет выравниваться водный перепад, после чего речные путешественники смогут продолжать свой путь.


— Благодаря строительству ГЭС наконец-то исчезли так называемые рубовские пороги, — объясняет начальник управления. — Вблизи поселка Руба было очень много преград для судоходства. Теперь, после того как вода поднялась (а это примерно пять метров плюс), Двина стала вполне доступной для барж и судов. Так что речной маршрут автоматически продлился примерно на 50 километров — вплоть до Суража. 

Самый высокий берег здесь, рядом с гидроэлектростанцией, — левый. Сейчас идет его рекультивация, большегрузные машины шныряют взад-вперед, работают бульдозеры и экскаваторы — поверхность выравнивается. Потом она покроется травой, и уже нынешним летом это место станет отличной наблюдательной площадкой для туристов — внизу вся ГЭС как на ладони.

Вверх по реке водохранилище разлилось практически до самых строений.

— Это детские оздоровительные лагеря, — показывает вдаль рукой Иван Михайлов. — Их удалось сохранить и обезопасить от подтоплений. Теперь это очень живописный природный уголок для отдыха детишек. Уверен, что популярность детских здравниц от приближения к ним Западной Двины только возрастет.


Уверена в этом и я. Любуясь мощью новой гидроэлектростанции, не преминула задать вопрос: что чувствует, глядя на это красоту, человек, который приложил свою руку к ее возведению?

— Гордость, конечно, — улыбается мой собеседник.  — Считайте, жизнь прожита не зря. Внукам об этом буду рассказывать — пусть знают, что их дедушка сопричастен к такому великому делу. 

На финишной прямой


В центре управления ГЭС многолюдно. Здесь вместе с нашими специалистами трудятся китайские коллеги. Цель одна — ликвидировать даже малейшую возможность погрешностей в работе оборудования. Заместитель директора объекта из китайской компании CNEEC Цзян Цзяньхуа с улыбкой поднимает вверх большой палец — все о’кей, мы на финишной прямой. Показывает цифры на табло — уже сегодня станция работает с мощностью почти в 30 МВт.

Что ж, большое дело, реализация которого растянулась на целых четыре года, приближается к своему завершению. Все четыре генератора дали стране первую электроэнергию еще в декабре. Каждый из них тогда прошел опробование, проработав в тестовом режиме по 72 часа. А 22 марта три генератора уже включились в последний этап испытаний. На максимальной мощности им предстоит проработать по 720 часов. Четвертый генератор, который и без того выдает сейчас электроэнергию в штатном режиме, официально присоединится к числу испытуемых на днях. Иван Михайлов рассказывает:

— Второй этап испытаний стартовал сразу, как только ложе водохранилища стало полноводным. Сейчас глубина реки достигает 14 метров, ежесекундно станция пропускает через себя 750 кубометров воды. Кстати, для работы на полной мощности гидроэлектростанции требуется менее 500 кубометров. Так что, исходя из ресурсов Западной Двины, у нас остается еще немалый запас. 

В течение месяца ГЭС практически подтвердит свою стопроцентную техническую готовность к полномасштабному запуску в строй. Вместе с проектировщиками, монтажниками и наладчиками в ходе последних испытаний будут ликвидированы даже малейшие замечания по работе станции. Полностью объект планируется сдать уже 31 июля, к тому времени сможет принимать речные суда и судоходный шлюз.

a_veresk@mail.ru

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter