Дни и месяцы нашей жизни

В субботу, 25 марта, в синагогах после недельного раздела Торы будут читать дополнительный отрывок по случаю “Шаббат ха Ходеш”, или “Субботы месяца”. Этот отрывок взят из книги Исход (глава 12) и называется “Ха-ходеш”. Народу Израиля после выхода из рабства заповедано установить свой календарь, где месяц выхода становится первым месяцем и имя ему Авив, что в переводе значит “весна”. Данное Моисею и народу Израиля от Всевышнего право на собственный уникальный лунно-солнечный календарь живо и актуально по нынешний день. Вот только еврейский Новый год, как и первый месяц календаря, не Авив, выпадающий на апрель, а Тишрей, выпадающий на сентябрь—октябрь.

В VI веке до нашей эры после возвращения из Вавилонского изгнания было принято решение мудрецами о переименовании месяца Авив на Нисан, а первым месяцем календаря стал ранее седьмой месяц Тишрей. Впрочем, первый день месяца Нисан остался как Новый год Царей и месяц отсчета царского правления в Иудее. Член совета Британской академии Самуэль Драйвер считал, что изначально год у евреев начинался не весной, а осенью. Весной же, в месяц Авив, год стал начинаться после выхода из египетского рабства, что празднуется в Песах (Пасха), праздник, который начнется в этом году вечером 10 апреля. А после возвращения из вавилонского изгнания, после более шестнадцати веков отсчета лет от весеннего месяца, вернулись к первоначальному отсчету от начала года осенью. Не стоит забывать, что Песах по-прежнему ассоциируется у евреев с праздником свободы и весны, и дополнительный месяц существует для сохранения системы в лунно-солнечном календаре. Хотя те, кто отмечает его в Южном полушарии, празднуют Песах осенним апрельским месяцем.

Даже поменяв Авив на Нисан, евреи не уменьшили первенство этого месяца, так как, по мнению реформистского раввина

ХХ века Гюнтера Плаута, с древнеаккадского название Нисан переводится как “первые плоды”. И действительно, к Нисану в Израиле появляется урожай ячменя. Но остается вопрос: имеют ли право люди вмешиваться в ход календаря, в названия и даты, указанные изначально в Священном Писании? Ответ на этот вопрос мы видим в сборнике комментариев к книге Исход (Шмот Рабба, глава 15): “Всевышний, с момента указания в Торе, в Книге Исход (Шмот 12:2) о том, что “месяц этот будет для вас”, уступает право устанавливать месяцы календаря”. Более того, итальянский раввин и комментатор Торы XV—XVI веков Овадио Сфорно также обращается к вопросу календаря и освящения праздников. По мнению человека, который прошел путь от скитальца и путешественника до консультанта по комментариям к Библии для французского короля Генриха II, новый календарь евреи получили после более двухсотлетнего нахождения в рабстве у фараона. Их время принадлежало не им, пишет он, а после обретения свободы и Торы как закона они получили право и на установку календаря.

Даже такой консервативный институт, как институт календаря, претерпевал изменения в истории. Среди прочих задач у календаря есть задача научить нас тому, что если время нам неподвластно, то все-таки в наших руках им грамотно распорядиться и дать духовное и разумное объяснение тому, что мы помним и что празднуем. И пусть Всевышний даст нам наставления и благословение, чтобы мы понимали и ценили столетия нашей истории, как и дни и месяцы нашей жизни.

Раввин Григорий Абрамович

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter